Русские поэты и писатели о природе

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Русские поэты и писатели о природе.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
Сочинения» По авторам» » Русские поэты и писатели о природе

Я вопрошал природу, и она Меня в свои объятья приняла.


Лермонтов


Среди разнообразных форм русского народного орнамента один из наиболее характерных образов — четырехугольник, пересеченный вдоль и поперек прямыми линиями, которые образуют внутри его как бы четыре поля с точками в центре каждого из них.


Как показывают археологические и этнографические материалы, это один из самых устойчивых образов русской орнаментики вообще. Он столь же обычен в современном рисунке народных тканей, сколь и в тканях XI—XII веков. По существу, тот же рисунок украшает посуду начала нашей эры, найденную при раскопках на нижнем Днепре. Он же наиболее характерен и для так называемой трипольской культуры, один из центральных очагов которой находился в районе среднего Днепра и расцвет которой относится к IV—III тысячелетиям до н. э.


Редкостная «консервативность» определенной формы художественного мышления, не правда ли? Представим, что было бы с искусством вообще или с той же, например, живописью, если, бы такое сознание владело художниками со времен палеолита до наших дней... А уж о поэзии и говорить не приходится. Сравним для примера хотя бы такие стихи:


Всю землю в цветы апрель одевает,


Весь собор людской в радость призывает,


Листвие древо веленым венчает...


(Симеон Полоцкий)


О, весна без конца и без краю —


Вез конца и без краю мечта!


Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!


И приветствую звоном щита!


(А.


Блок)


Первые принадлежат одному из ведущих русских поэтов конца XVII, вторые — самого начала XX века. Разница в поэтическом мышлении одного и другого, как видим, разительная, а ведь их отделяют не шесть и даже не два тысячелетия, а «всего лишь» чуть более двух столетий...


Но обратимся и к такому поэтическому ряду:


Не буря соколов занесла через поля широкие — галицкое войско несется к Дону Великому!


(«Слово о полку Игореве», XII в.)


Не ветра шумят холодные,


Не пески бегут зыбучие, —


Снова горе подымается,


Словно злая туча черная...


(народная песня, XVII в.)


Не стая воронов слеталась На груды тлеющих костей,


За Волгой, ночью, вкруг огней Удалых шайка собиралась.


(Пушкин. 1-я треть XIX в.)


Не ветер, вея с высоты,


Листов коснулся ночью лунной;


Моей души коснулась ты...


(А. К. Толстой. 2-я половина XIX в.)


Не обгорят рябиновые кисти,


От желтизны не пропадет трава.


Как дерево роняет тихо листья.


Так я роняю грустные слова.


(С. Есенин. 1925 г.)


Родимая! Что еще будет Со мною? Родная заря Уж завтра меня не разбудит,


Играя в окне и горя...


(Н. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.


Рубцов. 2-я половина нашего столетия)


Не правда ли, каждый из этих отрывков художественно индивидуален. Не менее очевидно и творческое своеобразие каждого из их создателей. Но вместе с тем мы наблюдаем и удивительную, присущую всем им внутреннюю общность, характеризующую определенный поэтический образ мира в целом. Такая устойчивая, но, конечно, далеко не единственная черта, как параллелизм мира природы и мира человека, как видим, «сопутствует» ему на протяжении по крайней мере семи столетий. Но если учесть, что уже и для автора «Слова о полку Игореве» этот поэтический «прием» не столько индивидуален, сколько глубоко традиционен, то, может быть, и не будет столь уж фантастично отнести истоки такого видения мира к тому же IV тысячелетию до н. э., к которому восходят и первые известные нам изображения упомянутого выше орнаментального рисунка. И может быть, прежде чем говорить о консервативности или даже косности мышления, отраженной в этой шеститысячелетней традиции, стоило бы понять смысл и самого образа и столь удивительной его сохранности?


Четырехугольник, пересеченный крест-накрест, не случайное «украшение», но идеограмма поля с точками-семенами. Это один из важнейших отличительных знаков той земледельческой культуры, сложившейся еще в эпоху энеолита, которая явилась истоком дальнейшего развития таких культур, как древнеиндийская, древнеиранская, древнегреческая, древнеславянская... Это был не просто случайный рисунок, но именно знак* определенной культуры, с ее особыми представлениями о мире. Он как бы вобрал в себя наиболее глубинные черты народного бытия. Об этом говорит множество фактов. Так, белорусская этнография XIX века, например, свидетельствует: «Когда строился дом, то предварительно на земле чертился такой знак, а затем глава семьи отправлялся на четыре поля, окружавшие усадьбу, и с каждого приносил на голове камень, который и клал в центре каждого поля квадрата» 1. Каждый из этих камней и становился краеугольным основанием дома. Не в те ли «доисторические» времена, в которые уходит традиция, сложилась поговорка: «Не красна изба углами, а красна пирогами» — и не таится ли в ней глубинная мировоззренческая взаимосвязь между такими краеугольными камнями и точками-зернами в идеограмме поля? Во всяком случае, идея сопряжения природы и человека и через несколько тысячелетий находит законное место в поэтическом образе мира русских поэтов XIX и XX веков. И притом таких поэтов, чье творчество вряд ли кто осмелится назвать консервативным, по крайней мере для их эпохи...


Да, если видеть в этой черте русской поэзии только определенный поэтический прием, то вполне уместно удивиться и еще одному образчику косности художественного мышления. Однако прием ли это? В каких бы формах ни отражала поэзия параллель природа — человек, перед нами всюду открывается в видимых и осязаемых образах один из важнейших законов бытия: закон диалога.


Что это значит? В мире все взаимосвязано, взаимообусловлено, все находится в многообразных отношениях: человек — другой человек (мать, друг, брат, враг и т. д.); человек и общество; человек (или человечество) и природа (или мир в его целом) и т. д.


Эти отношения могут быть равноправными или же неравноправными. Взаимоотношения, когда одна из сторон может не считаться с другой, навязывать ей свои условия, понятия и т. д., в самом широком смысле называются монологическими. Они, как правило, эгоистические, потребительские.


Я центр мира, мир существует для меня — вот формула монологического сознания.


Диалог же как форма отношения к миру предполагает обязательное наличие второго равноправного, равноценного участника, с которым только и возможен диалог.


Я и мир; мир во мне и я в мире — вот «формула» сознания русской поэзии.


Человек и природа здесь как бы смотрятся друг в друга, раскрывают свой сокровенный смысл в диалоге. «Мгновенное», индивидуальное состояние человека в таком поэтическом образе как бы включается в вечную жизнь природы, соотносится с ней, поверяется ею. И процесс этот отнюдь не односторонен, он диалогичен в самом широком смысле этого понятия. Прекрасно сказал М. М. Пришвин: «Мы в природе соприкасаемся с творчеством жизни и соучаствуем в нем... В природе вода лежит, и ее зеркало отражает небо, горы и лес. Человек, мало того, что сам стал на ноги, он поднял вместе с собой зеркало, и увидел себя, и стал всматриваться в свое изображение... Дело человека высказать то, что молчаливо переживается миром. От этого высказывания, впрочем, изменяется и самый мир».


Знак древних земледельцев «украшает» и женские изображения и статуэтки и в этом случае означает: «она понесла во чреве». «Невольно возникает ассоциация с христианским божеством плодородия — Богородицей, девой-матерью, изображаемой нередко так, что на ее животе показан не родившийся еще ребенок Иисус Христос... В Древней Руси культ Богородицы слился с местным культом рожениц... Мы знаем, как тесно магия плодородия полей переплетена с магией человеческого плодородия» .


Не случайно, видимо, и в народном (но не в церковном) сознании культ Богоматери сливался с древним культом Матери - Сырой Земли, то есть земли, оплодотворенной дождем, «понесшей во чреве». Идея семени есть идея зарождения новой жизни, а весь знак в целом — символ идеи самой жизни. Тот же знак, но уже несколько в иной форме, символизировал другую сторону той же идеи жизни.


Это был знак соединения «земного» — природного и человеческого — с «небесным», точнее — с космическим. Круг древнейший знак, обозначающий Солнце. Мироотношение, отраженное в этом знаке, столь же существенно и для образа мира русской поэзии.


Высоко солнце восходило, далеко осветило —


Во все чистое поле, через синее море,


Через синее море, через быструю речку... — это запев одной из старинных народных песен, а далее в ней рассказывается о «частной» судьбе девушки. Так же, как и в следующей:


Туманно красно солнышко, туманно,


Что в тумане красна солнышка не видно.


Кручинна красна девица, печальна;


Никто ее кручинушки не знает...


Только ли в «параллелизме» здесь дело? Да и зачем такие прямо-таки космические параллели? Однако вспомним, например, стихи Лермонтова:


Выхожу один я на дорогу;


Сквозь туман кремнистый путь блестит:


Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,


И звезда с звездою говорит.


Казалось бы, что особенного: ну, выходит поэт на дорогу, не такое уж «всемирное» событие. Откуда, зачем вдруг этот «космизм»: «Пустыня внемлет богу», «Звезда с звездою говорит»? Впрочем, может быть, такой диалог «ни из-за чего» с Целым Миром ^ индивидуальная особенность художественного мироотношения именно этого поэта?


Вот бреду я вдоль большой дороги


В тихом свете гаснущего дня...


Тяжело мне, замирают ноги...


Снова «частная» ситуация, и вдруг:


Вот тот мир, где жили мы с тобою, Ангел мой, ты видишь ли меня?


(Тютчев)


И у Есенина:


Я по первому снегу бреду,


В сердце ландыши вспыхнувших сил.


Вечер синею свечкой звезду Над дорогой моей засветил.


Образ дороги в русской поэзии, как и в русской литературе в целом, приобрел в творчестве самых разных по художественному видению поэтов характер закономерной необходимости. Вспомним былинных и сказочных богатырей на распутье, вспомним удивительные песни, сложенные народом о дороге, чего стоит только .«Не одна во поле дороженька пролегала...».


Прямая дорога, большая дорога!


Простору немало взяла ты у Бога...


(И. Аксаков)


Простор — вот что, пожалуй, более всего и характеризует образ мира, созданный русской поэзией. Если в приведенных выше стихах Есенина, например, образ звезды над дорогой рассматривать сам по себе, он может быть воспринят как конкретное воспроизведение вечернего пейзажа. Но в контексте русской поэзии в целом выявляется и вне — или даже над —. индивидуальная неслучайность «сугубо есенинского» образа. Нет, «звезда с звездою говорит» и «синяя свечка — звезда» — не просто пейзажи. Это ещё и вольно или невольно проявившаяся в индивидуальном художественном видении поэтов общая, присущая русской поэзии закономерность. Какой бы частный эпизод, какое бы «мгновенное» состояние души, сознания ни лежали в основе стихотворения, у истинного поэта образ всегда открыт миру, внутренне сопричастен ему, духовно сопряжен с ним.


Рассмотрим хотя бы схематично, как создается внутреннее пространство (простор) образа мира в стихотворении Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» и Тютчева «Вот бреду я вдоль большой дороги». Думается, напоминать об очевидной художественно-творческой индивидуальности каждого из поэтов нет надобности. И в том и в другом случае перед нами сразу же возникает далевой образ дороги, образ устремленности вперед и в будущее. Далее устанавливается та же беспредельность назад, в прошлое: «И не жаль мне прошлого ничуть»; у Тютчева — она более поэтически сокровенна: «Улетел последний отблеск дня», «память рокового дня».


Однако образ у обоих поэтов не линеен: тут же утверждается и другая художественная координата «вертикальной» бесконечности вверх: «В небесах торжественно и чудно!» У Тютчева: «Все темней, темнее над землею...» А затем и «вниз»: «Но не тем холодным сном могилы...»; у Тютчева опять-таки образ «под землею, смерти-могилы дан «в намеке», но. совершенно явно ощутим во всей художественной ткани стихотворения, в полунамеке строфы: «Завтра память рокового дня...» Если бы позволили себе начертать условную схему поэтического образа мира, общего этим двум столь очевидно самобытным поэтам, мы бы получили следующую анаграмму:


Она, конечно же, ни в коей мере не может представлять живую материю стихотворений, но в известной степени может быть знаком их общей внутренней природы.


Стоило бы сказать и о «расширении» этого образа. Стихотворения открывают частные ситуации: «Выхожу один я...», «Вот бреду я;..» Я — поэтический центр того и другого образов. Эта центральная точка их поэтического мира не замкнута на себе и в себе, она открыта земному «дольнему» миру: «Пустыня впемлет богу», «Вот тот мир, где жили мы с тобою...» Происходит как бы расширение внутреннего пространства образа от «точки» — центра до тех пределов, когда вдруг становится «видно далеко во все концы земли». Вспомним блоковское: «Выхожу я в путь, открытый взорам...» И, наконец, эта «дольняя» бесконечность художественного сопрягается и с «вселенской»: «И звезда с звездою говорит». У Тютчева: «Ангел мой, где б души ни витали, Ангел мой, ты видишь ли меня?»


И в одном и в другом случае: точка Я сопряжена с Миром в его Целом. Человек и мир связаны единым духовным состоянием сопричастности. Оттого и «частный» случай, индивидуальное состояние поэта все-мирно, оттого его образ мира духовно бесконечен.


Мы помним, что древние изображали знак Космоса солнечным кругом (славянское колесо-круг от коло-солнце). Круг же был одновременно и символом бесконечности. Таким образом, если мы захотим установить общий знак образа мира обоих поэтических шедевров, мы получим не что иное, как древнее, уходящее в глубь по меньшей мере шести тысячелетий изображение:


Конечно, такое установление схожести в известном смысле насилие над живой природой индивидуально неповторимых образов.


Но, возможно, эта «операция» в какой-то мере позволит нам понять типологию того поэтического мироотношения, которое включает художественно неповторимые образы в общенародное поэтическое отношение к миру, выработанное условиями тысячелетий его исторического бытия.


«Здесь русский дух в веках произошел», — скажет уже в наши дни Николай Рубцов. И


...этот дух пройдет через века!


И пусть травой покроется дорога!


И пусть над ней, печальные немного,


Плывут, плывут, как мысли, облака...


Нет, образы природы в русской поэзии не просто пейзаж. Скорее то, что мы порою готовы воспринимать за чистый пейзаж, — в основе своей одно из конкретных, видимых проявлений Природы в ее Целом.


*Знак — от слова «знать»; однокоренное и, я бы сказал еще, — односмысловое в существенном со словами «узнавать, значить, знаменовать». И само слово «знамя» от этого же понятия — знак.


Источники:Времена года. Родная природа в поэзии. 2-е изд. Сост. Вад. Кузнецов. Худ. Ю. Ребров. Послесл. Ю. Селезнева. М., «Молодая гвардия», 1977. 256 с. с ил.Аннотация: В сборнике стихотворений «Времена года» широко (от м. Ломоносова до наших дней) представлены лучшие стихо- поэтов, посвященные природе нашей Отчизны. Сборник иллюстрирован.




Полезный материал по теме:
  1. Русские пословицы «Русские в своих пословицах» Коллективный взгляд народа на работу и праздность
  2. Поэты. Поэзия Отечественной войны 1812 года.
  3. Поэты. Поэзия Отечественной войны 1812 года. Часть 2.
  4. Космизм в русской поэзии о природе


Русские поэты и писатели о природе Стр. 1
Русские поэты и писатели о природе
*Общие критические статьи
Стр. 1
Русские поэты и писатели о природе Стр. 2
Русские поэты и писатели о природе
*Общие критические статьи
Стр. 2
Русские поэты и писатели о природе Стр. 3
Русские поэты и писатели о природе
*Общие критические статьи
Стр. 3
Русские поэты и писатели о природе Стр. 4
Русские поэты и писатели о природе
*Общие критические статьи
Стр. 4
Русские поэты и писатели о природе Стр. 5
Русские поэты и писатели о природе
*Общие критические статьи
Стр. 5
Русские поэты и писатели о природе Стр. 6
Русские поэты и писатели о природе
*Общие критические статьи
Стр. 6
Русские поэты и писатели о природе Стр. 7
Русские поэты и писатели о природе
*Общие критические статьи
Стр. 7
Отправить на email или скачать Русские поэты и писатели о природе можно с помощью кнопок ниже.

Похожие сочинения