Галерея помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души»

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Галерея помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души».

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
Сочинения» По авторам» » Галерея помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души»

Галерея помещиков выстроена по нисходящему принципу. Каждый последующий персонаж «мертвее» предыдущего, по словам Гоголя, «следуют у меня герои один пошлее другого». Раскрытие образа каждого из помещиков происходит по одной схеме. Сначала описывается жилище персонажа, затем его наружность и манера общения с Чичиковым. Особое внимание драматург уделяет сцене сделки о продаже мертвых душ, ведь именно эти эпизоды обличают помещиков и демонстрируют абсурдность того мира, в котором живут герои.



Манилов — первый представитель гоголевской галереи. Он напоминает героя сентиментальных романов: "...черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару..." . Речь Манилова, как и его внешность, переслащена, переполнена пустыми вежливыми фразами. Приезд Чичикова - это «майский день…именины сердца». Слащавость и сентиментальность составляют сущность характера прожектера, «прекраснодушного мечтателя» Манилова, проводящего жизнь в праздности и бездействии. Усадьба героя нелепа и неуютна, хозяйство, можно сказать, плывет по течению, так как помещик не заинтересован положением дел. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.


Он поражен предложением Чичикова о продаже мертвых душ, но красивые фразы о законности сделки быстро успокаивают Манилова. Совершив сделку и проводив гостя, герой вновь надевает уютные тапочки и погружается в мир сладостных грез. "... Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы. Может быть, к ним следует примкнуть и Манилова..." – пишет Н. В. Гоголь.



Бричка Чичикова направляется к Коробочке, в имение которой герой попадает абсолютно случайно, он заблуждается на пути к Собакевичу. Коробочка — «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки, а между тем копят понемногу деньги, пряча их по ящикам комодов». Это обобщенный образ, ее фамилия показывает сущность характера, которая заключается в накопительстве. У Коробочки, в отличие от Манилова, ухоженное хозяйство. Героиня, приняв Чичикова за «покупщика» начинает угощать его разнообразными яствами, дабы задобрить. Но суть предложенной сделки недоступна ее пониманию в силу ограниченности ума. «Дубинноголовая» Коробочка боится только одного: чтобы ее не обманули в цене, и долгое время не может понять, зачем Чичикову «кости и могилы». Успокаивает героиню только обещание закупить у нее продукты. Но через некоторое время именно она направляется в город с целью поиска ответа на насущный вопрос о цене мертвых душ.


Следующей оказывается встреча Чичикова с Ноздревым, которая тоже оказалась внеплановой. Герои сталкиваются, когда один едет в трактир, а другой возвращается с ярмарки, увлеченно хвастаясь тем, сколько денег он проиграл. Ноздрева Гоголь относит к категории людей, слывущих «разбитными малыми». Этот герой – подлец, способный в любой момент подставить даже самого близкого товарища, не признавая при этом за собой абсолютно никакой вины. Образ жизни Ноздрева составляют игра, веселье, бесцельная активность, подкрепленные отсутствием каких-либо нравственных принципов. Появление этого героя всегда символично, так как оно предвещает грядущий скандал. Гоголь ирончески называет Ноздрева «историческим человеком». Сделку о продаже мертвых душ он пытается превратить в мену, затем в игру, в конце концов, Чичиков едва ли остается цел после этой встречи. Характер Ноздрева обладает неповторимой колоритностью. Герой – типичный хвастун, лихач, болтун, спорщик, дебошир, кутила, который никогда не против выпить и поиграть.



Через некоторое время Чичиков наконец-таки попадает к Собакевичу, которого обещался навестить сразу после Манилова. Вот как показан герой в поэме : "... он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке..." Важное место в жизни Собакевича занимает еда, она становится своеобразным культом. Герой деятельный и основательный помещик. В усадьбе все постройки прочны, долговечны и надежны. Правда, они выглядят неуклюже, как и сам "богатырь" Собакевич. Герой заботится, прежде всего, об удобстве и прочности вещей, а не о красоте и изяществе. Предложение Чичикова о покупке мертвых душ моментально наталкивает Собакевича на мысль о максимальном повышении цены, его не заботит суть и законность этой сделки. Герой начинает расхваливать уже умерших крестьян, дабы «поймать наживу». Собакевич настроен враждебно по отношению к духовности. Главное для него — забота о собственном благополучии и сытом существовании при любых обстоятельствах .


Завершает «галерею помещиков» Плюшкин, образ жизни которого является апогеем омертвения, деградации и пошлости. Внешнему виду героя не присущи человеческие очертания. Но стоит обратить внимание на то, что Плюшкин – единственный персонаж, имеющий свою предысторию, лишь на его лице мелькает подобие жизни: « … вдруг скользнул какой-то теплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства». Семейная драма потрясает героя, он теряет смысл жизни, становится «прорехой на человечестве». Плюшкин – единственный некогда «живой» - предстает в самом омерзительном обличье мертвой души. Эта шестая глава является кульминационной в сюжете поэмы, представляя трагическую для Гоголя тему изменения к худшему, она и завершает сюжет путешествия. В таком случае, справедливо ли судить о Плюшкине как о наихудшем? Или просто сама мера пошлости к шестой главе становится нестерпимой?


Помещичьи образы, созданные Гоголем в поэме «Мертвые души», ориентированы на высмеивание пороков человечества. Каждый последующий герой «мертвее» предыдущего. Жизнь поместного дворянства однообразна . Нравственный разлад, внутренне запустение мешают героям быть состоятельными.




Полезный материал по теме:
  1. Галерея помещиков в поэме «Мертвые души»
  2. Характеристика помещиков в поэме Мертвые души
  3. Характеристика помещиков в произведении Гоголя «Мертвые души»
  4. Краткая характеристика и образы помещиков в поэме «Мёртвые души»
  5. Краткая характеристика помещиков поэмы «Мёртвые души» Н. В. Гоголя


Галерея помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души» Стр. 1
Галерея помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души»
Гоголь Н. В.
Стр. 1
Галерея помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души» Стр. 2
Галерея помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души»
Гоголь Н. В.
Стр. 2
Отправить на email или скачать Галерея помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души» можно с помощью кнопок ниже.

Похожие сочинения