Комментарии к стихотворениям и пьесам Крылова

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Комментарии к стихотворениям и пьесам Крылова.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
Сочинения» По авторам» » Комментарии к стихотворениям и пьесам Крылова

СТИХОТВОРЕНИЯ


Стихотворения Крылова относятся преимущественно к девяностым годам XVIII века. Они были большей частью напечатаны в журналах того времени, часть из них сохранилась в рукописи. В самом начале XIX века Крылов, возможно, собираясь издать собрание своих сочинений, дал их переписать в тетрадь, хранящуюся пыпе в Государственной публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина. В данном издании стихотворения печатаются по Полному собранию сочинений И.


А. Крылова под редакцией Д. Бедного, т. III, М„ 1946, в котором тексты их были заново проверены по тетради Публичной библиотеки. Стихотворения, напечатанные самим автором, даются здесь по печатному тексту (с исправлением по тетради Публичной библиотеки явных опечаток), а те, которые не были опубликованы при жизни автора и впервые появились в Полном собрании сочинений Крылова (т. II, 1847) под ред. П. А. Плетнева, печатаются по рукописному тексту тетради.


Мое оправдание. К Анюте. Напечатано в «Санкт-Петербург скам Меркурии», 1793 г., ч. II, стр. 188—199 (нюнь), с подписью «И. Крылов».


Анюта — имя героини ряда лирических стихотворений Крылова.


К другу моему. Впервые напечатано в «СПб. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.


Меркурии», 1793, ч. III, стр. 3—18. Стихотворение обращено к другу Крылова—писателю А. И. Клушину


Платон — древнегреческий философ-идеалист (V—IV вв. до н. э.). Сенека (I в. н. э.)—древнеримский философ-стоик. Эпиктет (I—II вв. н. э.)—древнегреческий философ-стоик. Катон (234—149 гг. до н. э.) — римский политический деятель, известный своей борьбой с роскошью и распущенностью нравов. Гераклит (VI—V вв. до н. э.)—древнегреческий философ, здесь: в смысле представителя пессимистической философии. Кир — персидский царь — и Александр Македонский здесь упомянуты, как деспоты-завоеватели, осужденные Крыловым еще в XXI письме «Почты духов». Сен-Жермен — известный авантюрист и шарлатан второй половины XVIII века. Юнг (1681 —1765)—английский поэт сентиментального направления. Фенслон (1651 —1715) —французский писатель, автор популярного в XVIII веке политического и дидактического романа «Похождения Телемака». Лино — тонкое полотно, батист. Бригадир — чин ме жду полковником и генералом в XVIII веке, дававший право при выезде на запряжку лошадей шестерней.


К счастью. Впервые напечатано в «СПб. Меркурии», 1793, ч. IV, стр. 96—108.


Лукреция — римлянка, по преданию славившаяся своей добродетелью. Адонис — молодой красавец, возлюбленный богини Афродиты (античн. мифология). Мессалины и Лаисы — здесь в смысле развратных женщин. Такает — поддакивает. Руте — счастливая карта в азартных играх. Понтер— игрок, ставящий против банкомета.


Мой отъезд. Впервые напечатано в «СПб. Меркурии», 1793, ч. IV, стр. 205—208.


Вечер. Напечатано в альманахе Н. М. Карамзина «Аониды» на 1796 г., ч. I, стр. 160—162, с подписью «И. К-в».


Ода, выбранная из псалма 71-го. Напечатано впервые П. А. Плетневым в Полном собрании сочинений И. А. Крылова, 1847 г., т. II, стр. 59—60. Имеется в тетради Публичной библиотеки, по которой и дается текст в настоящем издании.


Стихотворение написано, вероятно, в связи с восшествием на престол Павла I (6/XI 1796 г.) или коронацией его (5/IV 1797 г.). Крылов придал своей обработке псалма светский, даже политический характер, выразив в нем не столько прославление монарха, сколько наставление ему в духе учений просветителей той эпохи.


Волну — овечью шерсть (в славянском тексте псалма сказано: «Сни-дет, яко дождь на руно»).


Ода, выбранная из псалма 93-го. Впервые напечатана в Полном собрании сочинений И. А. Крылова. СПб., 1847, стр. 63—64. Написана в девяностых годах XVIII века. При жизни Крылова не была напечатана, видимо, потому, что, вольно перелагая псалом, Крылов усилил в нем мотивы социального протеста и гнева.


Ночь. Впервые напечатано в Полном собрании сочинений Крылова, СПб., 1847, т. II, стр. 97—99. Написано в девяностых годах XVIII века.


Филомела — соловей.


Отъезд из деревни. Впервые напечатано в Полном собрании сочинений И. А. Крылова, 1847, т. II, стр. 99—100. Относится к девяностым годам XVIII века.


Ода Уединение. Впервые напечатано в Полном собрании сочинений И. А. Крылова, 1847, т. II, стр. 72—76. Написано в девяностых годах XVIII века. Война, о которой говорится здесь, — скорее всего польская война 1794 года.


Наш Росский Пиидар — Ломоносов.


Сонет к Нине. Впервые напечатано в Полном собрании сочинений И. А. Крылова, 1847, т. II, стр. 96. Написано, видимо, в девяностых годах XVIII века. Сонет к Нине является переводом сонета Петрарки «Расе поп trovo е поп ho da far guerra».


К соловью. Впервые напечатано в Полном собрании сочинений И. А. Крылова, 1847, т. II, стр. 102—103. Написано, вероятно, в девяностых годах XVIII века


Письмо о пользе желаний. Впервые напечатано в Полном собрании сочинений Крылова, 1847, т. II, стр. 77—81. Написано в конце девяностых годов XVIII века.


П. А. Румянцев (1725—1796)—фельдмаршал, прославившийся в войне с Турцией, главнокомандующий русской армией, разбившей турецкие войска под Кагулом и в других сражениях. М. Ф. Каменский (1738—1809)—русский генерал, отличившийся в войне против турок. Героида — героическая поэма, посвященная какому-нибудь историческому лицу.


Послание о пользе страстей. Впервые напечатано в журнале «Драматический вестник», 1808, ч. V. Напечатано, видимо, в девяностых годах XVIII века.


Диогены, Сократы — здесь представители аскетической, стоической


философии. Урания — муза астрономии. ВиНЬОЛа ИТАЛЬЯНСКИЙ архитектор XVI века. Альфреско — род стенной живописи, ГйЛЬВН (Гален) древнеримский врач. Менандр (IV в. до н. э.) —древнегреческий комедиограф. Полкан — получеловек-полуконь в народной сказке о Бове, Полдень — юг. Джонсон, Дюфо — имена известных во времена Крылова модных сапожника и парикмахера в Петербурге. Омар — Гомер. Пракситель (IV—III вв. до н. э.)—-древнегреческий скульптор. Аристот — Аристотель (IV в. до н. э.), древнегреческий философ.


ЭПИГРАММЫ


На перевод поэмы «L'а г t р о ё t i q u е». Впервые напечатано в «Пантеоне русской поэзии», СПб., 1814, ч. III, стр. 106. Эпиграмма направлена против гр. Д. И. Хвостова, бездарного стихотворца, переведшего в начале восьмисотых годов поэму Буало «Поэтическое искусство» (Д. Хвостов, «Наука о стихотворстве», СПб., 1804).


Графов — граф Д. И. Хвостов, бездарный графоман.


Рецензенту поэмы «Руслан и Людмила». Впервые напечатана в «Сыне отечества», 1820, ч. 64, стр. 233. Этой эпиграммой Крылов откликнулся на враждебную и придирчивую критику поэмы Пушкина литературными консерваторами, в частности на статьи Воейкова в «Сыне отечества» и Каченовского в «Вестнике Европы», отличавшиеся многословием и тяжеловесным слогом.


«Убогий этот дом Василий Климыч Злой...» Напечатано впервые В. В. Каллашем в «Известиях отделения русского языка и словесности Академии наук», 1904, т. IX, кн. 2, стр. 292. Время написания эпиграммы неизвестно.


«Федул твердит...» — помещено впервые П. А. Плетневым в Полном собрании сочинений И. А. Крылова, 1847, т. II, стр. 48. Время написания неизвестно.


ПЬЕСЫ


Подщипа. «Шуто-трагедия» «Подтипа», или «Трумф», при жизни автора не была напечатана. Написана она в имении кн. С. Ф. Голицына —селе Казацком в 1800 году для домашнего театра. Крылов создал сатиру на императора Павла I, благоговевшего перед прусской военщиной и окружившего себя немцами. Комедия Крылова носила столь резкий антиправительственный характер, что о напечатании ее не приходилось и думать. Списки комедии были широко распространены и особенно большой успех имели в декабристских кругах. Подобно политическим стихам Пушкина и Рылеева, «Подщипа» была широко известна передовому русскому обществу. Согласно указанию А. Могилянского, комедия Крылова была в 1807 году представлена в Петербургский цензурный комитет, которым была запрещена к печати (см. «И. А. Крылов. Стихотворения». «Советский писатель», Л. 1954, стр. 646).


Впервые «Подщипа» была издана за границей по не дошедшему до нас списку в 1859 году («Трумф», трагедия в двух действиях И. А. Крылова», Берлин. 1859). Лишь в 1871 году пьеса Крылова была опубликована в России в специальном историческом журнале «Русская старина» (1871, февраль, стр. 165—200) по списку, принадлежавшему сослуживцу Крылова М. Лобанову. Помимо списка М. Лобанова, сохранилось несколько других списков, находящихся в ряде архивов. Однако список, принадлежавший М. Лобанову, наиболее исправен и имеет значительно большую достоверность, чем текст берлинского издания и других известных нам списков. М. Лобанов был в близких отношениях с Крыловым и являлся автором первой биографии баснописца.


Список озаглавлен: «Иван Андреевич Крылов. Подщипа. Шуто-трагедия в двух действиях в стихах. Сочинена 1800-го года в селе Казацком». ГПБ. Собрание П. Н. Тиханова, № 793. На рукописи имеется надпись: «Подарок от автора М. Лобанову». Этот список, преподнесенный И. А. Крыловым его сослуживцу и биографу М. Лобанову, следует считать наиболее достоверным, и он положен в основу как данного текста, так и текстов в издании «И. А. Крылов. Сочинения в двух томах», т. 2-й, Гослитиздат, М., 1955, под ред. П. Л. Степанова, в сборнике «Русская комедия и комическая опера XVIII века», под ред. П. К. Беркова, изд-во «Искусство», М.—Л., 1950, и в изд. «И. А. Крылов. Стихотворения», ред. А. Могилянского, «Советский писатель», Л. 1954. Однако в некоторых местах приходится вносить уточнения и поправки в список М. Лобанова, так как в этом списке имеются явные погрешности, принадлежащие переписчику. Наличие списков, имеющих довольно значительные различия (например, берлинского издания 1859 г. и «лобановского»), делает вполне возможным предположение о том, что в основу разных списков (всего выявлен 21 список) положены были разнящиеся оригиналы — один, относящийся к 1800 году, первой постановки «Подщипы» в Казацком, и другой, относящийся к 1807 году, времени представления комедии в цензурный комитет, которым она была запрещена к печати. В большей части списков комедия озаглавлена «Трумф», но поскольку в данном издании принят текст лобановского списка, озаглавленный «Подщипа», то это заглавие сохраняется (как и в большинстве изданий советского периода).


Приводим здесь наиболее значительные варианты берлинского издания 1859 года. В явлении третьем первого действия в берлинском издании имеются в реплике Трумфа «Мой путет бал тафаль» два стиха, следующие за стихом «И палькой на дворца сконяит феселиться»: Фикляра, фокуса тепе на кашта шас, Каметья, кума, фсё, фсё путет пыль у нас


Объяснения Подтипы со Слюписм в восьмом явлении второго действия в тексте берлинского издания читаются от слов Подщипы «Пусть он тебя убьет...» так:


Ну, что ж? пусть он тебя застрелит иль повесит, Я буду все любить.


С л ю н я й Хоть тисе говои: Он бьиско, стьястью ты меня не умой.


Подщипа


Так пусть узнает он, пусть свет весь нам изменит, Но нежности моей нимало не пременит. Чем я дышу, о том чтоб стала я молчать! Люблю, люблю тебя — и буду то кричать!


Сл ю н я й


Ай, ай! конец пьисой! надезды бойсе нету!


В явлении двенадцатом второго действия, после монолога царя Вакулы, кончающегося словами: «Так немцы, слышь ты, все и ружья положили», следовали следующие строки:


Подщипа О день, счастливый день! Итак, любезный мой, Сегодня свадебку отправим мы с тобой.


С л ю н я й (прыгает а поет)


Тья-я! тья-я! Я весей как с похмейя! Сто деять с ЯДОСТИ? такого я песен я И с-йоду не видай.


(Трумфу.) Сто, бьят? теней небось,


Не будесь зьнтся ты: ведь кыото усь пьпсьсей.


Подкоски подвязали — при Павле солдаты носили косы, намазанные салом и присыпанные мукой. Тактика — имелось в виду руководство по обучению тактике. Бешеные дома — больницы для душевнобольных. Фижмы— юбки, расширенные на китовых усах. Стряпушья — кухня. Вапёры (франц.)—головокружения, обмороки. Сочни — лепешки, густо смазанные растительным маслом. Перебяка — потасовка.


Пирог. Комедия «Пирог» написана в 1799—1801 годах, во время пребывания Крылова в селе Казацком, согласно свидетельству М. П. Сумароковой, приводимому Я. К. Гротом (Я. К. Грот, Труды, т. III, стр.242). Впервые опубликована в 1869 году (в сборнике статей, читанных в «Отделении русского языка и слобгсности Академии наук», т. VI). На сцепе в петербургском театре эта комедия шла в 1802 и 1805 годах; в Москве она была поставлена в бенефис артиста Сандунова в 1804 году. М. Лобанов в своей биографии Крылова указывает, что «Пирог» исполнялся в любительском спектакле в доме А. Н. Оленина. «Лет за тридцать с лишком перед сим, — писал М. Лобанов в 1847 году, — эту комедию играли на домашнем театре в доме А. Н. Оленина. В числе актеров между прочим был сам автор И. А. талантливый и в этом искусстве, и я» (М. Лобанов, Жизнь и сочинения И. А. Крылова, СПб., 1847, стр. 16). Пьеса печатается по тексту Полного собрания сочинений И. А. Крылова, М., 1946, т. II.


В комедии Крылов зло и остроумно осмеивает фальшивую чувствительность дворянского общества. Подобно тому как в «Подщипе» пародировался слог псевдоклассической трагедии, в «Пироге» в облике и в речах Ужимы высмеивается чувствительная манера карамзинистов.


С сикурсом — с помощью. Джокей — жокей. Карикль — экипаж. Фло-риан (1755—1794) —сентиментальный французский писатель XVIII века, автор чувствительных романов, пасторалей и стихов. Трофониева пещера—в древней Греции при храме бога Трофония находилась пещера, куда спускались желающие услышать прорицания.


Модная лавка. Комедия «Модная лавка», наиболее известная из пьес Крылова, написана в 1806 году; в 1807 году она была выпущена отдельным изданием, второе издание вышло в 1816 году. «Модная лавка» печатается здесь по тексту второго издания 1816 года, впрочем, не отличающегося от первого. Впервые на сцене была поставлена в Петербурге в июле 1806 года и имела большой успех у зрителей, удержавшись на сцене до сороковых годов.


Лино-петинеты — батист, тонкое полотно. Тули — тюль, прозрачная кружевная ткань. Дежене — сервиз, прибор для завтрака. Гуляла на Сал-петрика завод — то есть была в исправительном заведении, помещавшемся на селитренном заводе.


Урок дочкам. Комедия «Урок дочкам» написана Крыловым в конце 1806 или в самом начале 1807 года, непосредственно вслед за «Модной лавкой». На сцене была поставлена в Петербурге 18 июня 1807 года и в том же году вышла отдельным изданием; второе издание, повторившее без изменений первое, появилось в 1816 году. «Урок дочкам» печатается и настоящем томе сочинений по тексту второго издании. Комедия Крылова, направленная против космополитических настроений, характерных для части русского дворянства, и осмеивающая неумеренное преклонение перед всем иностранным, имела большой успех на сцене. В журнале «Драматический вестник» за 1808 г. (№ 1) было помещено по поводу ее постановки анонимное послание к Крылову, являвшееся характерным отголоском общественного мнения:


Любя отечество, люблю я тех душой,


Которые не страждут слепотой,


На моды не смотря, привыкли тем гордиться,


Что привела судьба их русскими родиться.


В числе их ты, Крылов, и, дочкам дав урок,


Соотчичей других являешь нам порок,


Осмеивая то постыдно состоянье,


В которо привело нас модно воспитанье...


Источники:И. А. Крылов Сочинения в двух томах / Вступительная статья Н. Л. Степанов. - М.: Библиотека "Огоне" издательство "Правда", 1956. - 475 с.




Полезный материал по теме:
  1. Комментарии письма Крылова
  2. Комментарии к басням Крылова Волк и Журавль
  3. Комментарии к басням Крылова Волк и Лисица
  4. Комментарии к басням Крылова Волк и Кукушка
  5. Комментарии к басням Крылова Ворона и Курица


Комментарии к стихотворениям и пьесам Крылова Стр. 1
Комментарии к стихотворениям и пьесам Крылова
Крылов И. А.
Стр. 1
Комментарии к стихотворениям и пьесам Крылова Стр. 2
Комментарии к стихотворениям и пьесам Крылова
Крылов И. А.
Стр. 2
Комментарии к стихотворениям и пьесам Крылова Стр. 3
Комментарии к стихотворениям и пьесам Крылова
Крылов И. А.
Стр. 3
Комментарии к стихотворениям и пьесам Крылова Стр. 4
Комментарии к стихотворениям и пьесам Крылова
Крылов И. А.
Стр. 4
Комментарии к стихотворениям и пьесам Крылова Стр. 5
Комментарии к стихотворениям и пьесам Крылова
Крылов И. А.
Стр. 5
Комментарии к стихотворениям и пьесам Крылова Стр. 6
Комментарии к стихотворениям и пьесам Крылова
Крылов И. А.
Стр. 6
Отправить на email или скачать Комментарии к стихотворениям и пьесам Крылова можно с помощью кнопок ниже.

Похожие сочинения