Жизнь ночлежников до появления Луки (анализ 1 сцены пьесы М. Горького «На дне»)

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Жизнь ночлежников до появления Луки (анализ 1 сцены пьесы М. Горького «На дне»).

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
Сочинения» По авторам» » Жизнь ночлежников до появления Луки (анализ 1 сцены пьесы М. Горького «На дне»)


Пьеса М. Горького «На дне», написанная в течение зимы и лета 1902 года, принесла автору мировую известность. Она была откликом писателя на самые актуальные проблемы современности. Идеологическая злободневность этого произведения сразу привлекла внимание русской общественности.

Тематически пьеса завершила цикл произведений Горького о «босяках». Вот как писал о своей пьесе «На дне» сам автор: «Когда я создавал Бубнова, я видел перед собой не только знакомого босяка, но и одного из интеллигентов, моего учителя. Сатин – дворянин, почтово-телеграфный чиновник, отбыл четыре года тюрьмы за убийство, алкоголик и скандалист, тоже имел «двойника» - это был брат одного из крупных революционеров, который кончил самоубийством, сидя в тюрьме». Пьеса «явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей», - писал Горький.

С первых сцен своего произведения драматург вводит читателя в мир ночлежки – местообитание босяков. В ремарке автор даёт подробное описание быта бедняков. Непреодолимая нищета сквозит во всём: «Подвал, похожий на пещеру». Одна эта фраза отсылает читателя к доисторическим временам, когда не было никаких бытовых условий. Ночлежники действительно не пользуются ни одним из современных благ человечества (кроме огня и молотка). Их сознание почти первобытно, это грубые, потерявшие последние остатки человеческого достоинства, существа. Так, Пепел (вор, поэтому у него почти всегда есть деньги) говорит Клещу: «А куда они – честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести… Честь-совесть тем нужна, у кого власть да вила есть…». Таким образом, читатель понимает, что проблема выживания стоит в этом обществе очень жёстко.

Первый акт пьесы также даёт представление и о каждом персонаже. Например, Пепел, как уже было сказано, вор. К тому же становится известно, что жена хозяина барака, Василиса, имеет какие-то отношения с этим человеком. Правда, сам Пепел не относится к ней с любовью. Позже станет ясно, что он влюблён в другую женщину.

О Бароне мы узнаём, что он благородного происхождения – «барин». Но ночлежка, куда герой попал по необъяснимым пока причинам, уже переделала его. Он насмехается над молодой девушкой Настей, вторит Пеплу, что совесть - не нужный здесь товар.

Торговка пельменями Квашня одна из первых появляется на сцене. Она уверяет, что никогда не выйдет замуж: «Чтобы я, - говорю, - свободная женщина, сама себе хозяйка, да кому-нибудь в паспорт вписалась, чтобы я мужчине себя в крепость отдала – нет!» Никто ей не верит, а только насмехается.

Вообще насмешка – единственный тип отношений ночлежников друг к другу. Только Клещ отличается ещё и презрением, и даже ненавистью к постояльцам. Он уверен, что труд поможет ему вырваться из «дна». И что это произойдёт скоро: «Вот погоди… умрёт жена…».

И действительно, жена Клеща, Анна, стала очень плоха. Всем уже надоел её надсадный кашель. Муж вообще перестал обращать на неё внимание. Лишь единственный раз он с нежностью заговаривает с Анной, когда та отдаёт оставленные ей пельмени: «Не хочу… На что мне есть? Ты – работник… тебе – надо…».

Сатин и Актёр – игрок и пьяница – в прошлом образованные люди. Они и сейчас иногда произносят какие-то умные фразы. Актёр вспоминает свои бывшие роли, а Сатин невпопад вставляет длинные непонятные слова: сикамбр, макробиотика, трансцендентальный. Он уже давно не помнит значения этих понятий, они лишь неожиданно всплывают в голове.

Но самый мерзкий тип, который появляется в начале пьесы, – Костылёв. По признанию самих ночлежников, он «шельма», «дрянь». Сатин заявляет ему: «Кто тебя – кроме черта – любит…» Костылёв говорит о царстве божьем, где всем всё воздастся по делам его. Так Горький первый раз вводит в пьесу проблему утешающих иллюзий. Потому, что о ней заговорил Костылёв, становится понятно, как относится к этому вопросу сам автор. Горький выступал против «обидной людям» проповеди утешения. Так, с проблемой «дна» и «хозяев» теперь органически связывается проблема гуманизма.

По форме начало первого акта представляет собой непрерывный диалог действующих лиц, которые в этот момент находятся на сцене. Но по содержанию это только сумма отдельных монологов. Герои не слушают друг друга, говорят невпопад. Таким образом, Горький мастерски создаёт обстановку сумасшедшего дома, где все помешаны от горя, свалившегося на них. Речь героев несвязна, им трудно выражать свои мысли. Графически это подчёркивается множественными многоточиями, которые прерывают фразу на середине, иногда отделяют слова. «Слыхал… сто раз! Ну и был… эка важность!.. Я вот скорняк был… своё заведение имел… А вот они, руки… просто грязные… да!», - так говорит Бубнов.

Но в конечном счёте вся обстановка ночлежки создает ощущении безысходности. "Дно" описано во всей его ужасающей правде. Каково бы ни было развитие сюжета, читатель с первых сцен понимает, что этот ужас, эта ночлежка – тупик, выбраться из которого невозможно.


Жизнь ночлежников до появления Луки (анализ 1 сцены пьесы М. Горького «На дне») Стр. 1
Жизнь ночлежников до появления Луки (анализ 1 сцены пьесы М. Горького «На дне»)
Горький М.
Стр. 1
Жизнь ночлежников до появления Луки (анализ 1 сцены пьесы М. Горького «На дне») Стр. 2
Жизнь ночлежников до появления Луки (анализ 1 сцены пьесы М. Горького «На дне»)
Горький М.
Стр. 2
Отправить на email или скачать Жизнь ночлежников до появления Луки (анализ 1 сцены пьесы М. Горького «На дне») можно с помощью кнопок ниже.

Похожие сочинения