Язык иносказаний в лирике А. Блока
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Язык иносказаний в лирике А. Блока.
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!Попытаемся освоиться с «языком иносказаний», о котором пишет Брюсов, найти многозначные, символические образы, в основе которых лежит метафора, обратившись к «Вступлению», открывающему цикл «Стихи о Прекрасной Даме» (1901 – 1902):
Отдых напрасен. Дорога крута.
Вечер прекрасен. Стучу в ворота.
В первом двустишии дорога не просто путь среди земного пространства, но и метафорическая дорога как движение к небесному идеалу, воплощением которого является лирическая героиня. Терем в стихотворении – это метафорическое пространство, которое занимает лирическая героиня.
Она рассыпает в своём тереме «жемчуга». Возможно, символическое значение жемчугов – это душа, прекрасные россыпи души героини. Метафоры «заря залегла», «красная тайна и входа легла» говорят о таинственности, загадочности героини, о её небесном происхождении.
Образ терема создаётся с помощью многих метафор:
Кто поджигал на заре терема,
Что воздвигала Царевна Сама?
Несомненно, слово «поджигал» имеет метафорическое значение: возможно, это отражение закатного солнца в стёклах терема. Хотя и терем, и заря, и «конек на узорной резьбе», «красное пламя», «румянец» на синих окнах - понятия условные, передающие внутреннее состояние лирического героя, его напряжённое стремление к идеалу.
Образ любви часто создаётся с помощью метафоры огня. Так, в стихотворении «Одинокий, к тебе прихожу…» лирический герой «околдован огнями любви», он задаётся вопросом:
Только скоро ль погаснут огни
Заколдованной тёмной любви?
Но метафора огня изображает и приближение героини: «весь горизонт в огне». Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
В ранней лирике Блока много метафор – глаголов и глагольных форм, связанных с горением и угасанием, озарением: «разгорается мечта»
(«Ранний час. В пути незрима…» 1901); «ясный день догорает вдали» («Снова ближе вечерние тени…» 1901). Причём метафора служить средством создания как отвлечённого образа (мечта), так и природного (день).
Рассмотрим ещё одно стихотворение Блока, где звучат основные мотивы первой книги лирики, созданные с помощью метафор:
Восходя на первые ступени,
Я смотрел на линии земли.
Меркли дни – порывы исступлений
Гасли, гасли в розовой дали.
Но томим ещё желаньем горя,
Плакал дух, - а в звёздной глубине
Расступалось огненное море,
Чей-то сон шептался обо мне…
Метафора «ступени» означает духовный подъём, а синонимы-метафоры «гасли», «меркли» относятся как ко времени (дни), так и к чувствам лирического героя (исступлений). Огненное море – это, скорее всего, метафора закатного неба, но и возникают библейские аллюзии, связанные с побегом евреев из египетского рабства, когда море передними расступилось и они перешли его по суше, а затем за ними сомкнулось, то сеть возникает мотив освобождения и спасения от земного, суетного и приближения к идеалу. Метафора «шептался» интересна тем, что характеризует отвлечённое понятие «сон».
Полезный материал по теме: