Тема времени и жизненного пути в стихотворении Н.С.Гумилёва «Заблудившийся трамвай»

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Тема времени и жизненного пути в стихотворении Н.С.Гумилёва «Заблудившийся трамвай».

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
Сочинения» » Тема времени и жизненного пути в стихотворении Н.С.Гумилёва «Заблудившийся трамвай»

Стихотворение Н.С.Гумилёва «Заблудившийся трамвай» написано в 1919 году и входит в его поэтический сборник «Огненный столп». В нём отражена революционная эпоха в России и передаётся отношение поэта к Октябрьской революции. Февральские событий 1917 года Гумилёв встретил в Петрограде и квалифицировал их как анархию, ослабление дисциплины в войсках. Известие об Октябрьской революции он встретил в Париже, куда был командирован Временным правительством в русский экспедиционный корпус. Поэт не признал власти большевиков, которую считал анархической и гибельной для России. Он вернулся на родину, потому что считал, что должен быть причастным к совершающимся в России трагическим событиям истории и как поэт, и как гражданин.


Стихотворение представляет собой синтез двух модернистских направлений: акмеизма и символизма, имеет несколько уровней: исторический, религиозный и философский.


Название звучит как оксюморон, так как трамвай не может заблудиться, он едет по рельсам, то есть по проложенному пути. Значит, в заголовке заключена метафора. Заблудившийся трамвай – это революционная Россия, сбившаяся с пути, погрузившаяся в хаос, как у Пушкина в стихотворении «Бесы»: «Сбились мы, пути не видно».


Попробуем перечитать стихотворение «вслед за автором». Оно состоит из двух частей, 15 строф делятся на 8 и 7 строф. В первой части создаётся образ «летучего» трамвая, показано блуждание его в пространстве и времени, представлено видЕние собственной смерти. Во второй части возникает образ Машеньки.


Как и герой Данте в «Божественной комедии», лирический герой Гумилёва оказывается в незнакомой местности. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.


Но если у Данте это сумрачный лес, то у Гумилёва пейзаж урбанизирован, он шёл по улице, а навстречу ему не просто ехал, а летел трамвай - механизм 20 века. Трамвай сопровождают громкие звуки. Например, «вороний грай» - знак рока, судьбы, «звоны лютни» как нечто утончённое и изысканное, «дальние громы» - все они звучат как диссонанс, гармония и согласие разрушены, мир погружается в хаос. Герой вскочил на подножку трамвая сам, добровольно, это говорит о его склонности к риску, о его бесстрашии, импульсивности. Для него самого является загадкой, как он вскочил в этот летящий трамвай. Обращаем внимание на заключительные строки второй строфы:


В воздухе огненную дорожку


Он оставлял и при свете дня.


Образ огненной дорожки многозначен. Это и искры, которые оставляет после себя стремительно мчащийся по рельсам трамвай. А может, это и молния, ведь трамвай кажется летящим в воздухе, словно Летучий Голландец или Воздушный корабль у М.Ю.Лермонтова. Но если вспомнить, что сборник, в который входит стихотворение, называется «Огненный столп», можно обратиться и к этому ветхозаветному образу. В Библии рассказывается об исходе иудеев из Египта, где они были рабами. Господь помогает им: днём они идут в облачном столпе, а ночью перед ними огненный столп как путеводная звезда. Но у Гумилёва герой внутри трамвая, а искры летят днём, а это значит, что путеводная нить утрачена, трамвай мчится без цели неизвестно куда, он заблудился и в пространстве, и во времени.


В третьей строфе лирический герой понимает, что трамвай, мчащийся «бурей тёмной, крылатой», заблудился «в бездне времён», и пытается остановить вагон, обращаясь к вагоновожатому, но тот его не слышит. Вожатый неумолим, как Харон в древнегреческом мифе, перевозящий души умерших через реку в лодке в царство мёртвых. Но здесь впервые, как мне кажется, возникают реминисценции, связанные с повестью А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Вторая глава называется «Вожатый». Пётр Гринёв в буран сбивается с пути, неизвестный бродяга становится для него проводником, выводит его к постоялому двору. Позже под именем Петра Третьего самозванец Пугачёв возглавляет народное восстание, осаждает крепости и «потрясает государством».


В 4 строфе путешествие напоминает сновидение или быстро сменяющие друг друга кадры немого фильма. Герой понимает: поздно, движение трамвая не остановить. Мелькают стена, роща пальм, Нева, Нил, Сена. Всё это точки маршрута самого Гумилёва, который из Петербурга отправлялся в Африку, был в Париже. Образ старика, бросившего сквозь оконную раму пытливый взгляд на проезжающих в трамвае, позволяет сделать вывод о том, что это мистическое путешествие, так как сообщается, что этот старик умер в Бейруте год назад. Герой не может понять, где он находится, сердце его звучит томно и тревожно. Вот появляется вокзал, где можно купить билет в Индию Духа, но пассажиры трамвая пролетают мимо. Индия Духа воспринимается героем как земля обетованная, благодатная, земной рай и духовный центр. А сам герой – странник духа, страстно мечтающий о благодатной земле.


7-8 строфы – самые трагические в этом стихотворении. Здесь воссоздаются и кровавые события гражданской войны, и французской революции, и Пугачёвского бунта. Вывеска с кровью налитыми буквами напоминает о революционных лозунгах на красной материи. Зеленная, где вместо капусты и вместо брюквы продают мёртвые головы напоминает о французской гильотине. Образ палача в красной рубашке и с лицом как вымя вызывает в памяти и палачей французской революции, правда, они были в камзолах, и палачей, казнивших Пугачёва. Поражает глагол: палач не отрубал, а буднично срезал голову, и это выглядело привычно. Сразу же возникает в памяти пророческий сон Гринёва во время бурана. Во сне он увидел, как какой-то мужик выхватил топор из-за спины, комната наполнилась мёртвыми телами. Гринёв во сне спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах. им овладели ужас и недоумение.



Обратимся ко второй половине стихотворения, где возникает образ Машеньки. Мы видим переулок, дощатый забор, дом в три окна и серый газон. Картина провинциальная, простая, будничная. Лирический герой взволнован, испытывает сильные эмоции, и здесь его просьба к вагоновожатому остановить вагон становится страстной мольбой. Здесь жила и пела Машенька, ткала ковёр лирическому герою, который был её женихом. Но Машеньки нет, она, должно быть, умерла. Образ Машеньки многопланов. Кто она? В первую очередь возникает образ Маши Мироновой, героини повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Правда сюжет ретранслируется, изменяется. У Пушкина Маша Миронова, чтобы спасти своего возлюбленного Петра Гринёва, которого, по навету Швабрина, обвиняют в измене, в переходе на сторону Пугачёва, встречается с императрицей и доказывает невиновность своего жениха. У Гумилёва сам лирический герой «с напудренною косой» идёт «представляться Императрице». Но у Пушкина события происходят в 18 веке, а герой принадлежит 20 веку. А это значит, что Гумилёв рассказывает о путешествии в себя, о познании себя в качестве «другого», развивает буддийскую мысль о том, что человек проживает множество жизней, у него есть прапамять, которая позволяет вспомнить предыдущие жизни. Лирический герой, соприкоснувшись со своими прежними жизнями, самым непосредственным образом наблюдает за ними. Автор воспроизводит средневековый жанр видЕния. Вспомним у Пушкина:


Я помню чудное мгновенье,


передо мной явилась ты,


Как мимолётное виденье,


Как гений чистой красоты.


И вот путешествие завершается. Какое открытие совершил герой? Что он понял?


Понял теперь я: наша свобода


Только оттуда бьющий свет,


Люди и тени стоят у входа


В зоологический сад планет.


Свобода – это прежде всего свобода духа, это свет, идущий из вечности, из иного мира, из утраченного рая. Зоологический сад планет– это Вселенная, мироздание, а человек – часть мира природы. Вспомним слова Пьера Безухова на плотине, когда он убеждает князя Андрея в существовании вечной жизни. Пьер чувствует в своей душе, что он составляет часть огромного гармонического целого., что составляет одно звено, одну ступень от низших существ к высшим. Он представляет лестницу, которая ведёт от растения к человеку, но не обрывается, а ведёт дальше до высших существ. И как только герой совершает это открытие, как только наступает для него момент истины, он сразу же возвращается в современный ему Петербург:


И сразу ветер знакомый и сладкий,


И за мостом летит на меня


Всадника длань в железной перчатке


И два копыта его коня.


Возникает образ Медного всадника, Образ Петра 1 как основателя российской империи, вспоминается поэма Пушкина «Медный всадник». У Пушкина Памятник Петру 1 преследует маленького чиновника Евгения из-за того, что тот осмелился ему пригрозить. Евгений потерял в результате наводнения свою девушку парашу, она погибла. Он считает, что именно Пётр виноват в этом, так как построил город на том месте, которое периодически затопляется. Но если у Пушкина памятник, преследующий Евгения, весомый, слышится его тяжело-звонкое скаканье, то у Гумилёва изображены только две детали: «длань в железной перчатке», «два копыта» коня. Империя дробится, рассыпается. Да и сам памятник не скачет по улицам, а беззвучно летит. Завершается путь лирического героя в Исакиевском соборе, где он собирается отслужить молебен о здравии Машеньки и панихиду по себе. Машенька символизирует собой православие и прежнюю Россию. Именно она, как Беатриче у Данте, выводит героя к свету, к прощению, к очищению от грехов. Герой преображается через страдание: его сердце навеки угрюмо, ему трудно дышать и больно жить, но он признаётся:


Машенька, я никогда не думал,


Что можно так любить и грустить.


Итак, в образе Машеньки мы можем увидеть и Машу Миронову, и Парашу из «Медного всадника», и Беатриче Данте. Героиня может быть и автобиографичной . Одни исследователи видят в ней Анну Ахматову, которая, по признанию самого Гумилёва, вернула ему веру в Бога, а также научила любить Россию. Но это может быть и Мария Кузмина-Караваева, в которую был влюблён Гумилёв. Девушка умерла в 1912 году от туберкулёза, когда ей было всего 22 года.


Подведём итоги. Путь героя завершается, когда он через страдание искупает грехи, но навсегда разлучается с возлюбленной. Путь через страдание ведёт к спасению, и герой спасение обретает, а Машенька остаётся в мире, с которым ему никогда нельзя будет соприкоснуться.




Полезный материал по теме:
  1. Художественные средства в стихотворении И.Северянина «Весенный день»
  2. Гомер глазами Бродского: интерпретация сюжета «Одиссеи» Гомера в стихотворении «Одиссей – Телемаху».
  3. Основная тема стихотворений Эдуарда Асадова
  4. А. Твардовского «Рассказ танкиста» (тема, проблема, идея, языковые средства)


500
Тема времени и жизненного пути в стихотворении Н.С.Гумилёва «Заблудившийся трамвай»
Другие
Стр. 1
500
Тема времени и жизненного пути в стихотворении Н.С.Гумилёва «Заблудившийся трамвай»
Другие
Стр. 2
500
Тема времени и жизненного пути в стихотворении Н.С.Гумилёва «Заблудившийся трамвай»
Другие
Стр. 3
500
Тема времени и жизненного пути в стихотворении Н.С.Гумилёва «Заблудившийся трамвай»
Другие
Стр. 4
Отправить на email или скачать Тема времени и жизненного пути в стихотворении Н.С.Гумилёва «Заблудившийся трамвай» можно с помощью кнопок ниже.


Похожие сочинения