Тема поэта и поэзии в литературе второй половины 19 века

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Тема поэта и поэзии в литературе второй половины 19 века.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
Сочинения» По авторам» » Тема поэта и поэзии в литературе второй половины 19 века


Тема предназначения поэта и поэзии является традиционной для русской литературы. Она прослеживается в творчестве Державина, Рылеева, Пушкина, Лермонтова. Так и поэты второй половины 19 века не являются исключением. У Кюхельбеккера и Пушкина поэт – «пророк» находится над толпой в борьбе за идеалы свободы, добра и справедливости, он идет к людям «глаголом жечь сердца». У Некрасова – это пророк, которого к людям «послал бог гнева и печали». Его путь тернист, потому что Поэт проходил этот путь с карающей лирой в руках. Некрасов-поэт понимает, что снискать всеобщую любовь таким образом невозможно:

Со всех сторон его клянут,

И, только труп его увидя,

Как много сделал он, поймут,

И как любил он – ненавидя!

Но его позиция – это позиция поэта-гражданина, сына своей родины:

Не может сын смотреть спокойно

На горе матери родной.

Поэтическим манифестом поэта стало стихотворение «Поэт и гражданин». Оно написано в форме диалога поэта с читателем-гражданином, демократом по своим убеждениям, предъявляющим поэту требования от имени лучших людей страны. Эти требования отвечают духу времени, духу самой жизни:

Не время в шахматы играть,

Не время песни распевать!

……

Будь гражданин! Служи искусству,

Для блага ближнего живи.

Перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни. Гражданин убеждает поэта в том, что его роль в жизни общества значительна и требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Муза Некрасова – «печальная спутница печальных бедняков», «плачущая, скорбящая», «униженно просящая» за судьбу народа, прошла вместе с поэтом через всю его жизнь:

Чрез бездны темные Насилия и Зла,

Труда и Голода она меня вела –

Почувствовать свои страданья научила

И свету возвестить о них благословила…

В конце жизни поэт, обращаясь к своей музе, говорит:

О Муза! Наша песня спета.

Приди, закрой глаза поэта

На вечный сон небытия,

Сестра народа – и моя!

Поэт уверен, что его Муза не даст «порваться долго» «живому, кровному союзу» между ним и честными сердцами, даже после его смерти.

Муза Афанасия Фета, в отличие он некрасовской, – «на облаке, незримая земле, в венце из звезд, нетленная богиня». И звуки его поэзии сносят на землю «не бурю страстную, не вызовы к борьбе, а исцеление от муки». Лейтмотивом поэзии Фета является тема полета, мечты в его стихах «уносят в небо». А свою поэзию Фет называет ласточкой с «молниевидным крылом».

Поэт для Фета – не просто человек, способный рифмовать слова и сладко петь о красоте мира. Поэт, как орел, возносится к облакам и обозревает оттуда землю. Только поднявшись к небу, считает Фет, можно ощутить истинную свободу.

Фет видит свою роль в том, чтобы запечатлеть и передать читателям различные оттенки настроения, внутреннего состояния природы. Он видит ее внутренним взором, чувствует ее запахи и звуки:

Как первый золотистый луч

Меж белых гор и сизых туч

Скользит уступами вершин

На темя башен и руин.

Воспевая красоту, Фет стремится «усилить бой бестрепетных сердец». В стихотворении «Одним толчком согнать ладью живую…» поэт говорит о призвании «избранника»:

Дать жизни вздох, дать сладость тайны мукам,

…..

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец –

Вот чем певец лишь избранный владеет,

Вот в чем его и признак и венец!

Близок Фету в решении темы поэта и поэзии такой талантливый поэт второй половины 19 века, как Федор Тютчев. Он тоже видит свое назначение в том, чтобы передать внутреннее состояние мира природы. В стихах Тютчева много шорохов, теней, приближающих нас к реальному миру, в котором жил и творил Тютчев. Поэт утверждал в своих лирических произведениях, что должен успокаивать, а не «тревожить сердца»:

Певец! Под царскою парчою

Своей волшебною струной

Смягчай, а не тревожь сердца!

Поэт, по Тютчеву, несомненно должен быть патриотом, любить свою родину. Но, в то же время, он не кричит ни «вперед», ни «за мной», не призывает быть гражданином, а спокойно говорит:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

Таким образом, мы видим, что писателей всех времен и эпох волновал и волнует вопрос о роли и назначении поэзии, но у каждого поэта есть своя точка зрения на этот вопрос.


Тема поэта и поэзии в литературе второй половины 19 века Стр. 1
Тема поэта и поэзии в литературе второй половины 19 века
Разное
Стр. 1
Тема поэта и поэзии в литературе второй половины 19 века Стр. 2
Тема поэта и поэзии в литературе второй половины 19 века
Разное
Стр. 2
Отправить на email или скачать Тема поэта и поэзии в литературе второй половины 19 века можно с помощью кнопок ниже.

Похожие сочинения