Связь «Сказок» Салтыкова-Щедрина с устным народным творчеством.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Связь «Сказок» Салтыкова-Щедрина с устным народным творчеством..

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
Сочинения» По авторам» » Связь «Сказок» Салтыкова-Щедрина с устным народным творчеством.

Салтыков-Щедрин создал цикл произведений в жанре сказки, жанра устного народного творчества. Однако понятие «сказка» (как фольклорного жанра) применительно к данным текстам условно, так как отталкиваясь от народного жанра, писатель создал сообразно своему замыслу оригинальные и принципиально новые в художественном и идейном плане произведения. Таким образом, при анализе «Сказок» мы находим черты, сближающие и разделяющие их с русской народной сказкой.


Сказки создаются с установкой на фантастику и вымысел: в сказке встречается то, чего в жизни не может быть.


Фантастика положена в основу «Сказок» Салтыкова-Щедрина. Например, генералы оказались на необитаемом острове «по щучьему велению», по желанию автора («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), в один день с божьей помощью в селении не стало крестьян («Дикий помещик»), животные ведут себя, как люди: пескарь видит сны («Премудрый пескарь»), заяц справляет свадьбу («Самоотверженный заяц»).


Здесь мы отмечаем следующий прием, который берет автор из фольклора – зоологические уподобления. Изображение человеческого мира через мир животных, выведение человеческих качеств в конкретном образе (часто животного) свойственно сказке и басне. Иносказательные образы Салтыков-Щедрин наполняет социальным содержанием конкретной эпохи: в образах медведя, лисы, волка, хищной птицы, щуки угадываются люди, обладающие властью, силой, характеризующиеся жестокостью, бездушием, безразличием к другим людям («Самоотверженный заяц», «Здравомысленный заяц», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «Карась-идеалист»); люди, находящиеся под гнетом власти и страха за свою жизнь – зайцы, мелкая рыба – олицетворяют робость, трусость, неспособность отстоять свои права и идеи («Самоотверженный заяц», «Здравомысленный заяц», «Премудрый пескарь»). Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.


Однако есть и важное отличие: в фольклоре происходит очеловечивание животных, наделение их некоторыми качествами, которые волнуют людей; в «Сказках» – это уподобление человека животному, их отождествление. Так, и гипербола Салтыкова-Щедрина концентрированнее: она переходит в гротеск, расширяясь до абсурда (генералы не знают, что булки выпекают (гипербола), они так хотели есть (на острове, где можно легко найти пищу), что напали друг на друга и один генерал проглотил орден товарища).


Хронотоп в народных сказках дистанцирован от реального мира. Салтыков-Щедрин обозначает в «Сказках» сказочную реальность: необитаемый остров («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), «некоторое царство, некоторое государство» («Дикий помещик»), в сказках, где действуют звери – лес, рыбы – воду. Но хронотоп «Сказок» Салтыкова-Щедрина все же отличен от сказочного: не нарушая единства произведения, сатирик переключает повествование из плана фантастического в план реальный (хотя народная сказка часто подразумевает действительность, такие переключения, совмещения в ней отсутствуют) и наделяет животных деталями, легко обнаруживающими их социальную, идеологическую принадлежность (за Пустоплясами в «Коняге» угадываются либерал, славянофил, народник) и просто дающих понять, что «Сказка» эта о конкретном времени, стране, ситуации и проч. На необитаемом острове можно найти номер «Московских Ведомостей» («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), пескарь видит во сне, что выиграл 200 тысяч («Премудрый пескарь»), Трезора пытаются подкупить альбомом с видами Замоскворечья («Верный Трезор»), скворцы разучивают гимн «Науки юношей питают», старого скворца определяют стихотворцем под именем Василий Кирилыч Тредьяковский («Орел-меценат»). Но смена планов настолько искусна, что не нарушает художественного единства, а делает сатиру ярче.


Народная сказка привлекла сатирика формой. Небольшой объем и высокая степень обобщения: сжатость образов, сведенных к нескольким гиперболизированным чертам, представление социальной, а не индивидуальной психологии, дидактизм и мораль, народная проблематика (угнетающие и угнетаемые, понятия о добре и зле, хороших и плохих человеческих качествах).


Таким образом, мы усмотрели соответствия и видоизменения сказочных приемов, образной стилистики, но не можем найти соответствий в композиции, в сюжете: данные элементы сатирик наполняет нужным ему злободневным, социальным содержанием, подчиняет своей идее.


Следующее, что сближает «Сказки» с фольклором – народный язык и сказочные формулы. Одним из языковых пластов «Сказок» является народный язык: разговорная, просторечная лексика. Топтыгин «отбоярился. Штук с десяток шавок перекалечили, а от остальных утек» («Медведь на воеводстве»), «плант» («Соседи»). Автором употребляются и обыгрываются пословицы: «Горе карасям, дремлющим в неведении, что провиденциальное их назначение заключается в том, чтоб служить кормом для щук, наполняющих омут жизненных основ!» («Карась-идеалист») от пословицы «На то и щука в море, чтобы карась не дремал», «Рабочий конь на соломе, пустопляс – на овсе» (основа для сказки «Коняга»), «моя хата с краю» («Премудрый пескарь»). Но наряду с такой лексикой встречаются слова жуировать, выражения провиденциальное назначение, омут жизненных основ, laissez passer, laissez faire (книжный, высокий стиль), канцеляризмы доклад, административная деятельность, сделать надлежащее внушение, поручить надзору, статистические таблицы, при министерстве внутренних дел издаваемые. То есть у Салтыкова-Щедрина широко представлен стилистический эклектизм.


Сатирик использует фольклорные зачины: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик» («Дикий помещик»), «в некотором селе жили два соседа» («Соседи»), «в некоторой стране жил-был либерал» («Либерал»), фольклорные формулы: «мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало!» («Повесть о том»), «скоро сказка сказывается» («Самоотверженный заяц»), повторы «чистый-пречистый воздух» («Дикий помещик»), «лежит он день-деньской» («Премудрый пескарь»).


Приходим к выводу, что Салтыков-Щедрин берет у народа такой жанр как сказка, использует фольклорные приемы, важные для него жанровые, образные, стилистические черты и создает органично своему замыслу, творческому складу, идее «Сказок для детей изрядного возраста».




Полезный материал по теме:
  1. Связь «Сказок» Салтыкова-Щедрина с жанром басни.
  2. В чем сходства и различия русских народных сказок и сказок Салтыкова-Щедрина?
  3. Художественные особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина
  4. Особенности сказок Салтыкова-Щедрина на примере сказки «Дикий помещик»
  5. Биография Салтыкова-Щедрина


Связь «Сказок» Салтыкова-Щедрина с устным народным творчеством. Стр. 1
Связь «Сказок» Салтыкова-Щедрина с устным народным творчеством.
Салтыков-Щедрин М. Е.
Стр. 1
Связь «Сказок» Салтыкова-Щедрина с устным народным творчеством. Стр. 2
Связь «Сказок» Салтыкова-Щедрина с устным народным творчеством.
Салтыков-Щедрин М. Е.
Стр. 2
Отправить на email или скачать Связь «Сказок» Салтыкова-Щедрина с устным народным творчеством. можно с помощью кнопок ниже.

Похожие сочинения