«Лишние люди» в литературе XIX века и «новый герой»

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать «Лишние люди» в литературе XIX века и «новый герой».

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
Сочинения» По авторам» » «Лишние люди» в литературе XIX века и «новый герой»

Для общества и литературы в особенности характерен поиск образа "героя нашего времени" - выразителя идей и взглядов поколения. Так, "лишний человек" появился в русской литературе первой половины XIX века как отражение кризиса общественной системы и духовной жизни в николаевской России. В типе "лишнего человека" выразилось уныние и потеря нравственных идеалов передового дворянства после поражения восстания декабристов. Главные черты данного образа: отвержение общества, отчужденность от родной среды, душевная усталость, разочарование в жизни, проведение времени за праздными развлечениями как способ развеять скуку.




История "лишних людей" в русской литературе начинается с Евгения Онегина, героя одноименного романа А.С. Пушкина. Евгений пресыщен жизнью, резко ощущает свою невостребованность и уже не ищет смысла существования. Затем в русской литературе появляется "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова и Григорий Печорин, наделенный зачастую жестоким скептицизмом и не желающий вести мелкую и суетную жизнь. Тургеневский же персонаж Рудин остается чужим и в любви, и на военной службе, и на государственном поприще.



Однако в литературе 1850-1860-х годов на смену "лишнему человеку" сороковых годов приходят люди уже новой эпохи с иным восприятием мира и пространства, и одним из главных героев этого времени становится Евгений Базаров - нигилист как философ. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.




Характерные черты внутреннего мира Евгения Базарова зафиксированы уже в первой сцене его описания через мелкие детали одежды и внешнего облика. Красная рука (глава 2) указывает на профессиональные медицинские работы (этой руке затем противопоставляется "красивая рука с длинными розовыми ногтями" Павла Петровича (глава 4)), балахон с кистями (глава 2) - символ разночинского происхождения, ленивый, но мужественный голос (глава 2), спокойная улыбка, выражающая самоуверенность и ум (глава 2).



Подробная биография Евгения Базарова в романе отсутствует, в отличие от всех остальных персонажей и "Отцов и детей", и героев произведений о "лишних людях", которым дана детализированная предыстория. И. Тургенев упоминает родителей Базарова, но не рассказывает о его детстве и юности, что сделано умышленно; биография героя заменена его мировоззрением, которое Евгений сформировал сам с помощью прочитанных книг и глубоко личных размышлений. Базаров отрицает попытки Аркадия оправдать поступки Николая Петровича его воспитанием и временем: «Всякий человек сам себя воспитать должен, — ну хоть как я, например... А что касается до времени — отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня» (глава 7).



Главной особенностью мира Базарова, своеобразным "прологом" его идей становится нигилизм - отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм. Нигилизм проводит границу между поколениями сороковых и шестидесятых годов, между "лишними" и "новыми" людьми. «Прежде были гегелисты, а теперь нигилисты», — иронизирует Павел Петрович (глава 5). Гегелисты - представители мира отцов, люди сороковых годов, романтики и дворяне, к числу которых И. Тургенев относил братьев Кирсановых и даже самого себя. Нигилисты же - представители мира детей, шестидесятники, разночинцы, реалисты.



Однако нигилистические взгляды Евгения Базарова не излагаются прямо и подробно, и их приходится выстраивать, опираясь на отрывочные высказывания героя. Стоит вспомнить, что разговор о нигилизме начинает не сам Базаров, а Аркадий Кирсанов. Споры с Павлом Петровичем Базаров ведет лениво, спокойно, с холодной и безразличной усмешкой, не стремясь навязать и распространить свои идеи; только в отношениях с Одинцовой проявляется страстная натура Базарова, но это страсть касается исключительно личной жизни, но не мировоззрения. Отрицание Базарова универсально и охватывает все сферы жизни, но в одних случаях герой высказывается прямо, а в других предпочитает выражать свои мысли молчанием и намеками. С одной стороны, нигилизм Евгения является результатом его научных исканий, а с другой - разумным анализом требований времени.



Отношения Евгения Базарова и Анны Одинцовой похожи на поединок двух сильных и волевых личностей, ведь неожиданно для Базарова за внешностью светской львицы открывается умная и независимая женщина, во многом равная главному герою. В начале они вызывают друг у друга взаимный интерес, который затем разрастается в близкое к любви чувство. Однако страстное решающее объяснение Базарова вызывает у Анны Одинцовой не ответные эмоции, а опасения: в ней стремление к покою и эгоизм оказываются важнее настоящей любви. Таким образом, в отличие от прежних литературных героев, Базаров не спасается бегством от близкой женщины, а открывает в себе, даже вопреки собственным убеждениям, способность любить и признавать эту любовь.



Особенно тяжелой и неожиданной для Базарова становится смерть, потому что нигилизм лишает его оправданий перед самим собой и утешений. Базаров не оставляет достойных дел или последователей, не верит в Бога, не может пожаловаться на судьбу, ведь это - тоже романтизм. Базаров даже в момент смерти остается верным себе: трезво ставит диагноз, здраво высказывает последнюю просьбу, успокаивает родителей. В последние минуты своей жизни Базаров все еще говорит о важных для него идеях: «Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник... мясо продает... мясник... постойте, я путаюсь» (глава 27).



После смерти Евгения, жизнь для всего его окружения продолжается и идет своим чередом: Анна Сергеевна находит подходящего мужа, Аркадий занимается семейными делами, Николай Петрович оказывается полезным для общества мировым посредником, Ситников выдает себя за продолжателя дела Базарова, Павел Петрович становится совершенным джентльменом у англичан. Всем этим устроенным судьбам и успешным жизням в комфорте, отдаленном от нигилизма и идей общественного устройства, противостоит одинокая могила на заброшенном сельском кладбище, в которой скрылось "страстное, грешное, бунтующее сердце" (глава 28).



Таким образом, можно сказать о том, что Евгений Базаров является "новым героем" в галерее "лишних людей" русской литературы, зародившимся в условиях болезненного социального конфликта. В этом герое отразились положительные и отрицательные черты прогрессивной молодежи, приверженной революционной демократии, но также проявила себя и личная трагедия потерянного в обществе человека.




Полезный материал по теме:
  1. Евгений Базаров-«Новый герой» или трагическая личность?
  2. Евгений Базаров — новый герой или трагическая личность?
  3. Базаров как новый человек русского общества
  4. Евгений Базаров – «новый человек» (Образ Базарова)
  5. Базаров – «лицо трагическое» по литературе 10 класс


«Лишние люди» в литературе XIX века и «новый герой» Стр. 1
«Лишние люди» в литературе XIX века и «новый герой»
Тургенев И. С.
Стр. 1
«Лишние люди» в литературе XIX века и «новый герой» Стр. 2
«Лишние люди» в литературе XIX века и «новый герой»
Тургенев И. С.
Стр. 2
«Лишние люди» в литературе XIX века и «новый герой» Стр. 3
«Лишние люди» в литературе XIX века и «новый герой»
Тургенев И. С.
Стр. 3
Отправить на email или скачать «Лишние люди» в литературе XIX века и «новый герой» можно с помощью кнопок ниже.

Похожие сочинения