Басенное творчество Крылова. Основные темы ,образы и мотивы

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Басенное творчество Крылова. Основные темы ,образы и мотивы.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
Сочинения» » Басенное творчество Крылова. Основные темы ,образы и мотивы

Биография


Крылов не любил рассказывать о себе. Когда поэт стал знаменит, его попросили написать автобиографию. Иван Андреевич отказался. Каменский написал биографию Крылова. Незадолго до его болезни ему с Парижа прислали его биографию. Крылову было все равно, что о нем напишут.


Иван Андреевич Крылов родился в феврале 1769 года в Москве, в семье армейского офицера.


Отец его, Андрей Прохорович, служил в драгунском полку, был начитанным человеком, но «наукам не учился». Мать, Мария Алексеевна, была очень тихой и скромной женщиной.


После того, как в 1775 отец Крылова вышел в отставку, вся семья поселилась в Твери, где жила бабушка Крылова по отцовской линии.


Иван Андреевич Крылов не имел возможности получить хорошее образование. После смерти отца, Крылов перенял большую любовь к чтению, получив в наследство лишь огромный сундук с книгами. Состоятельные соседи Крыловых позволили Ивану присутствовать при уроках французского языка, которые давались их детям. Таким образом, Иван Крылов сносно выучил французский.


Усердное самообразование позволило Ивану овладеть и несколькими музыкальными инструментами.


Благодаря общению с простым народом, язык будущего баснописца обогащался. Он хорошо изучил нравы и жизнь бедняков, не понаслышке зная, о чем пишет. Работать Иван начал рано на низкооплачиваемой канцелярской должности. И уже с 15 лет начал пробовать себя в творчестве, хотя первые его работы так и остались незамеченными.


Спустя несколько лет Крыловы перебираются в Санкт-Петербург, где мать помогает устроить сына приказным служителем в казенную палату.


В большом городе юноша приобщается к театральной жизни. Это способствует его желанию творить. Совместить постоянную работу с творческой возможности не представлялось, и в 18 лет Иван уходит с должности, чтобы посвятить себя писательству. Поначалу, его работы не снискали похвалы. Первая написанная трагедия «Филомела» была, неудачной.


Но автора это не остановило. За ней последовали несколько комедий, которые хотя и были раскритикованы, но показали заметный рост мастерства писателя.


С 20-ти летнего возраста Крылов начинает активно заниматься выпуском сатирических журналов. Первый журнал «Почта духов», из-за своего радикального направления журнал смог просуществовать только восемь месяцев, но Крылов не оставил намерения возобновить его. В 1792 он создал новый сатирический журнал «Зритель», сразу ставший популярным из-за злободневности своей тематики. В повести «Каиба» аллегорически представлен произвол и лживый либерализм самодержавного режима, в котором читатель без труда узнавал современную ему Россию.


Крылов попал под надзор полиции, издание журнала пришлось прекратить.


В 1791 — 1801 он отошел от журналистской деятельности, скитался по провинции: побывал в Тамбове, Саратове, Нижнем Новгороде, на Украине. Поэт не переставал сочинять, но его произведения лишь изредка появлялись в печати.


После смерти Екатерины II ему удалось поступить на службу к князю С.Голицыну в качестве личного секретаря и учителя его детей. В домашнем театре Голицына была поставлена написанная Крыловым в 1800 «Трумф, или Подщипа».


В 1801 завершил комедию «Пирог», поставленную в Петербурге и в Москве.


В 1806 возвращается в Петербург, где устанавливает новые литературные связи, пишет комедии «Модная лавка» и «Урок дочкам». В 1809 вышла первая книга басен Крылова.


Именно басня стала тем жанром, в котором раскрылся талант Крылова. Девять книг, включающих более 200 басен, составляют басенное наследство Крылова.










Басни


Басни Крылова читать мы любим с самого детства. В памяти хранятся все образы созданные Крыловым, которые частенько всплывают в голове в различных жизненных ситуациях, мы обращаемся к ним и каждый раз не перестаем удивляться проницательности поэта.


Его басни приобрели огромный успех и мировое значение, из-за того, что в них выразился русский дух и русский характер, склад русского ума, живописность русской речи. Крылов стремился в басне напомнить читателю о гражданском и патриотическом долге и жгучим словом обличал пороки общества.


В баснях Ивана Андреевича отразились быт и нравы народа, его житейский опыт, народная мудрость.


Басня по своей жанровой природе давала широкую возможность говорить о тех сторонах жизни, о которых в иной форме просто нельзя было касаться.


Чему нас учат басни Крылова?


Благодаря этим небольшим текстам, можно сделать для себя выводы об окружающей реальности:


1. Мир не так прост, как кажется.


2. На жизненном пути встречаются разные люди – честные и лживые, благородные и непорядочные, щедрые и алчные.


3. В мире постоянно происходят противоречия между хорошим и плохим.


4. Всем рано или поздно придется отвечать за свои деяния.



В басне все построено на противоположностях. Автор специально играет на контрасте, чтобы просто и доступно подвести читателя к основной идее, к раскрытию морали. Крылов в своих баснях говорит обо всех проблемах. Он противопоставляет характеры и сущности разных людей (скрытых под образами животных) и проводит между ними параллели.





Темы


1.Соцально-политические басни.


Социально-политические басни занимают видное место в творчестве Крылова. Баснописец высказывает свою точку зрения на очень важную проблему.


К проблеме относится противостояние "сильных" и "слабых".


К такой проблеме относятся басни : "Волк и Ягненок", "Мор зверей", "Лев на ловле", "Мирская сходка", "Овцы и собаки", "Пестрые овцы", "Рыбья пляска".


Сам выбор персонажей в них не случаен, фигуры олицетворяют неизбежный конфликт хищника и жертвы, силы и слабости, соотношение которых аллегорически рисует картину общественного устройства.


Мораль басен заключается в том, что иногда люди, обладающие силой и властью, притесняют слабых и беззащитных, делая вид, что поступают при этом по закону.


Сам Крылов поясняет мораль басни : "У сильного всегда бессильный виноват..."



2.Социально-бытовые басни.


1)«Слон и Моська»


Иногда достаточно только казаться смелым и сильным, а не быть.


2)«Ворона и лисица»


Мораль басни заключается в том, лесть - опасная вещь, против которой очень трудно устоять. Чтобы защитить себя от хитрых льстецов, нужно самому трезво оценивать свои способности, внешние данные и т.д. Тогда человек не сможет легко сбить вас с толку и воспользоваться вашим доверием. Важно помнить, что хитрые, непорядочные люди могут использовать лесть в своих целях. Большинство людей любят получать комплименты, однако нужно уметь различать наглую, неприкрытую лесть и легкий, ненавязчивый комплимент.


3) «Свинья под дубом»


Мораль басни заключается в том, что невежественные люди порой ругают науку и образование и якобы не видят в них смысла, но при этом пользуются всеми благами цивилизации, сами того не замечая.


3. БАСНИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ


Данные басни изображают разные события в жизни страны.


1)«Квартет»


По мнению современников, басня "Квартет" была вызвана преобразованием Государственного Совета в 1810 г. После преобразования департаменты Совета возглавили четыре чиновника: граф П. В. Завадовский, князь П. В. Лопухин, граф А. А. Аракчеев и граф Н. С. Мордвинов.


2) «Ворона и Курица»


Исследователи предполагают, что в заключительных стихах басни речь идет о Наполеоне.


Судя по всему, сюжет басни "Ворона и Курица" основан на реальных событиях, происходивших в 1812 г. в Москве:


"Очевидцы рассказывают, что в Москве французы ежедневно ходили на охоту стрелять ворон и не могли нахвалиться.


3) «Пожар и Алмаз».


Мораль басни "Пожар и Алмаз" заключается в том, что спокойное, мирное существование бесценно по сравнению даже с самыми яркими, громкими завоеваниями.


Басня была написана в самом начале Отечественной войны 1812 г. и имеет тесную связь с этим историческим событием. В басне противоположны мирный, созидательный русский народ и разрушительная наполеоновская армия.


4)«Волк на псарне».


Басня представляет собою важнейший из откликов Крылова на отечественную войну России против наполеоновской агрессии. В образах Ловчего и Волка изображены М. И. Кутузов и Наполеон. Непосредственным поводом к написанию басни явились попытки Наполеона, находившегося в Москве, в конце сентября 1812 г. заключить выгодный для престижа его армии мир.


5) «Собачья дружба».


Безуспешные попытки Венского конгресса составить проект Мирного договора (1815 год).





Основные образы


В большинстве случаев образ животного у Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер.


Так какие же образы встречаются чаще всего?


Проанализировав басни, я сделала вывод, что чаще встречается образ волка.


Что в этом образе интересного? Какими же качествами он обладает?


Волк в баснях И.А.Крылова представляет одни из самых худших качеств человека.


«Волк и Ягненок» – всесильный тиран, для которого нет закона, кроме своего желания.


В «Волке на псарне» я вижу не только желание спасти свою шкуру, но и озлобление, бессилие, лукавство.


В басне «Волк и журавль» – неблагодарность за помощь, коварство, сознание своей силы и безнаказанности.


В басне «Волк и Лисица» – глупость, невезение.


В басне «Лев и Волк» – жадность, желание взять кусок мяса без приложения труда, мысль о слабости сильных мира сего и желание их унизить.


Образ лисы не уступает по частоте волку .


Её характер разнообразен. Она находчива, коварна, рассудительна, хитрая и обладает чувством юмора.


В басне «Ворона и Лисица» главная черта – хитрость, умение найти слабые черты, лесть, желание поживиться за чужой счет.


В басне «Лисица и Сурок» – желание оправдаться, обелить себя, представить потерпевшей за правду.


В басне «Добрая Лисица» – рассуждение о сострадании, милосердии, жалости, но только до той поры, пока это выгодно.


В басне «Лисица и Осел» – умение иронизировать.


Образ Лисицы несет в себе черты человека, умеющего приспосабливаться к ситуации, везде находящего себе выгоду.


Лев на третьем месте .Ему присуще определенные черты .Он властитель леса, тиран и судья, призванный держать в страхе своих подданных, умеющий практически из любой ситуации извлечь выгоду: «Лев и Барс», «Лев на ловле», «Лев и Волк», «Лев и Лисица».


Образ собаки в баснях Крылова раскрывается не такой, как привыкли думать люди : «Собака-друг человека».


В басне «Собачья дружба» – клятва в вечной дружбе не выдерживает испытание первой же костью.


басне «Слон и Моська» – умение прославиться пустым делом, без ущерба для себя.


В басне «Две Собаки» – умение приспособиться к ситуации, забыв о гордости и самоуважении.


Рядом с собакой стоит осел. Основная черта-глупость.


«Осел и Соловей», «Осел», «Осел и Мужик».


Безобидными, не умеющими постоять за себя являются овцы, которые зачастую даже не имеют права голоса, чаще всего употребляются во множественном лице, исключение составляют басни: «Волк и Ягненок», где герой пытается даже спорить с Волком:


«Ах, я чем виноват?»


«Змея и Овца», в которой ягненок тоже спрашивает у Змеи:


«Что сделал я тебе?».


Образ Овец мы встречаем в 7 баснях: «Волк и Ягненок», «Мирская сходка», «Мор зверей», «Овцы и Собаки», «Змея и Овца», «Крестьянин и Овца», «Пестрые Овцы». Наверно, лишь об этих героях автор говорит без иронии, выражает сочувствие и осуждает тех, кто их притесняет.


Итак, я пришла к выводу, что образы зверей у Крылова передают многоликий человеческий характер, представляют определенный сословный тип. Лев — это всегда царь; Волк, Лиса, Медведь — придворные вельможи, чиновники; Ягненок, Овцы — «маленькие» люди, стоящие в самом низу социальной лестницы: мелкие чиновники, крестьяне. Часто человеческий характер, которым наделен зверь в басне И.А.Крылова, сливается с его социальными признаками, и тогда перед нами возникают реальные, существующие в обществе социальные типы. А частотность употребления того или иного образа говорит нам о том, против каких человеческих черт направлена сатира, с чем борется писатель, кого хочет высмеять. Баснописец создает живые, типичные, реалистические характеры, обобщая и типизируя саму ситуацию, в которой они действуют. В этом заключается реализм, новаторство и бессмертие басен И. А. Крылова.




Полезный материал по теме:


    Басенное творчество Крылова. Основные темы ,образы и мотивы Стр. 1
    Басенное творчество Крылова. Основные темы ,образы и мотивы
    Другие
    Стр. 1
    Басенное творчество Крылова. Основные темы ,образы и мотивы Стр. 2
    Басенное творчество Крылова. Основные темы ,образы и мотивы
    Другие
    Стр. 2
    Басенное творчество Крылова. Основные темы ,образы и мотивы Стр. 3
    Басенное творчество Крылова. Основные темы ,образы и мотивы
    Другие
    Стр. 3
    Басенное творчество Крылова. Основные темы ,образы и мотивы Стр. 4
    Басенное творчество Крылова. Основные темы ,образы и мотивы
    Другие
    Стр. 4
    Басенное творчество Крылова. Основные темы ,образы и мотивы Стр. 5
    Басенное творчество Крылова. Основные темы ,образы и мотивы
    Другие
    Стр. 5
    Басенное творчество Крылова. Основные темы ,образы и мотивы Стр. 6
    Басенное творчество Крылова. Основные темы ,образы и мотивы
    Другие
    Стр. 6
    Басенное творчество Крылова. Основные темы ,образы и мотивы Стр. 7
    Басенное творчество Крылова. Основные темы ,образы и мотивы
    Другие
    Стр. 7
    Отправить на email или скачать Басенное творчество Крылова. Основные темы ,образы и мотивы можно с помощью кнопок ниже.

    Похожие сочинения