Анализ стихотворения в прозе «Собака»

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Анализ стихотворения в прозе «Собака».

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
Сочинения» По авторам» » Анализ стихотворения в прозе «Собака»

И. С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Собака»


1. Стихотворение в прозе – это уникальный жанр, который сочетает в себе признаки эпоса и лирики. При минимальном повествовательном сюжете в нём преобладают мысли и чувство, усилено лирическое начало. Чаще всего оно посвящено раздумьям на философские и нравственные вопросы.


Формально это стихотворение не организовано как обычное стихотворение, так как не делится на стихотворные строки и строфы, в нём отсутствуют рифмы, но художественная речь ритмически организована. При краткости объёма и лаконизме повествования стихотворение в прозе насыщено художественными средствами: тропами и стилистическими фигурами. Внешний минимализм и богатое глубокое внутреннее содержание, глубина мыслей и чувств.


2. Название стихотворения в прозе «Собака» только внешне указывает на предмет речи, но не предполагает глубины философского содержания, поэтому для читателя название представляет некую загадку, он не знает, чём пойдёт речь.


3. Герои этого произведения названы в самом начале стихотворения в прозе: «собака моя и я». Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.


Отметим, что лирическое «я», повествование от первого лица несёт прямую автобиографичность.


4. В стихотворении в прозе «Собака» раскрывается философская тема тождественности, равенства и единства всех живых существ на земле перед лицом смерти, будь то человек или собака. Образ бури за окном символичен: это стихийная сила природы, перед которой бессильны и человек, и собака, и всякое живое существо. Это символический образ смерти, которая тоже является частью мироустройства, и все живые существа подчинены одному и тому же закону природы: рождаются, живут, приходит время – умирают, прекращают земное существование.


Здесь раскрывается проблема взаимопонимания: и в собаке, и в человеке горит один и тот же трепетный огонёк жизни, они смотрят друг другу в глаза прямо, «немая» собака словно хочет что-то сказать своему хозяину. Собаке недоступно понимание всего происходящего, жизни и смерти, это понимание свойственно человеку.


5. Хронотоп в стихотворении в прозе «Собака» имеет своеобразный характер изображения. Пространство ограничено – это комната, в которой находятся человек и собака, но это узкое пространство сближает человека и собаку перед тем огромным пространством за окном, где свирепствует буря. Художественное пространство можно изобразить в виде концентрических кругов. Малый круг – комната, в которой прячутся от бури герой и его собака. Маленькая точка – это настоящее время, это «сейчас», это один момент, один миг, одно мгновение, в котором пребывают человек и собака. Но это и вечность, готовая поглотить героев. Хронотоп становится философской категорией, сопоставляется узкое пространство и бесконечная Вселенная, миг настоящего и вечность.


6. Поэтика начала и конца заключается в следующем. Сопоставляя начало и конец произведения, мы можем отметить, что композиция стихотворения в прозе кольцевая. Вот начало: «Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря». Здесь звучит мотив единения, мотив страха перед неистовством бури. А это финал: «Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.


И в каждой из этих пар, в животном и в человеке – одна и та же жизнь жмётся пугливо к другой». В финале усиливается мотив единения живых существ перед смертью.


7. Диалог в стихотворении отсутствует как таковой, есть только безмолвный, бессловесный диалог взглядов человека и собаки. А всё стихотворение представляет собой монолог лирического героя. Функция этого монолога – как можно более глубоко и лирично раскрыть мысли и чувства героя.


8. Ритмический рисунок стихотворений в прозе у Тургенева каждый раз нов, разнообразен, причудлив. Стихотворению в прозе «Собака» свойственна откровенная мелодичность фразы, строки, абзац, целой вещи, выдержанной в одном музыкальном ключе. Ритмический рисунок в этом произведении создаётся графически: в нём много абзацев (11), каждый несёт определённый мотив и в то же время развивает предыдущий. Эти абзацы похожи на стихотворные строфы. В первой строфе возникают три образа: героя, собаки и бури.


Во втором абзаце собака прямо смотрит в глаза человеку. В третьей человек смотрит в глаза собаке.


В 4 и 5 абзаце развивается мотив понимания собаки человеком с помощью лексического повтора «понимаю». 6 абзац – образ смерти. 7 абзац – одна короткая фраза: «И конец!» 8 абзац – риторический вопрос: «Кто потом разберёт, какой именно в каждом из нас горел огонёк?» В 9, 10 и 11 абзацах развивается мотив обмена взглядами человека и животного и делается вывод в финале: «И в каждом из этих пар, в животном и человеке – одна и та же жизнь жмётся пугливо к другой».


Таким образом, ритмический рисунок создаётся с помощью как графических средств (деление на абзацы), так и стилистических средств: инверсий, риторического вопроса, лексических повторов, одинаково построенных синтаксических конструкций, градации. (Примеры приведём в следующей части работы).


9. Языковые художественные особенности.


Обратим внимание на тропы. Образ бури создаётся с помощью эмоционально-оценочных эпитетов «страшная», «неистовая». Образ смерти создаётся с помощью метафор: «налетит», «махнёт». «крылом». Однородные сказуемые налетит, махнёт расположены в форме градации. Кроме того, образ смерти здесь персонифицирован, наделён свойствами злобного и неумолимого существа.


Образы человека и собаки сначала создаются с помощью антитезы: собака «сама себя не понимает» - «но я её понимаю». Но затем всё сильнее и ярче звучит мотив равенства, одинаковости, тождественности живых существ. Лексический ряд подчёркивает это единство человека и собаки: «одно и то же чувство» - «между нами нет никакой разницы» - «мы тожественны» - «горит и светится тот е трепетный огонёк». Эпитет «трепетный» подчёркивает единство собаки и человека.


Обратим внимание на анафорический повтор указательного местоимения «это»: «…это не животное и не человек меняются взглядами…» - «Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга».


Таким образом, для этого произведения характерно богатство изобразительно-выразительных средств.




Полезный материал по теме:
  1. Анализ стихотворения в прозе «Нищий»
  2. Анализ стихотворения в прозе «Два богача»
  3. Стихотворения в прозе
  4. Анализ проблематики, затронутой в стихотворении в прозе «Враг и друг»
  5. Анализ персонажей


Анализ стихотворения в прозе «Собака» Стр. 1
Анализ стихотворения в прозе «Собака»
Тургенев И. С.
Стр. 1
Анализ стихотворения в прозе «Собака» Стр. 2
Анализ стихотворения в прозе «Собака»
Тургенев И. С.
Стр. 2
Анализ стихотворения в прозе «Собака» Стр. 3
Анализ стихотворения в прозе «Собака»
Тургенев И. С.
Стр. 3
Отправить на email или скачать Анализ стихотворения в прозе «Собака» можно с помощью кнопок ниже.


Похожие сочинения