Анализ стихотворения «Весь день она лежала в забытьи…»

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Анализ стихотворения «Весь день она лежала в забытьи…».

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
Сочинения» По авторам» » Анализ стихотворения «Весь день она лежала в забытьи…»

«Денисьевский цикл» произведений Ф. И. Тютчева признан лучшей любовной лирикой поэта. Являясь поэтическим выражением личной душевной драмы, стихотворения, вошедшие в цикл, отличаются нежностью любви, глубиной страданий и открытостью чувств. Среди них и такой шедевр, как «Весь день она лежала в забытьи...», в котором Тютчев описывает последний день жизни Елены Александровы.


Елена Александровна Денисьева – «последняя любовь» поэта, принесшая в его жизнь счастье, которое слилось с жестоким мучением и горем, непреодолимым внутренним конфликтом.


Отношения с молодой выпускницей Института благородных девиц повлекли за собой разлад между поэтом и обществом, а главное, между ним и его женой, Эрнестиной Федоровной. Тютчев не мог простить себе этого предательства, но не мог и жить без Денисьевой, постоянно находясь вдали от любой «кисоньки».


В первые же дни после смерти Елены Александровны Тютчев писал Георгиевскому: «Во мне все убито: мысль, чувство, память, все. Пустота, страшная пустота. И даже в смерти — не предвижу облегчения. Ах, она мне на земле нужна, а не там где-то...». Следующие письма — снова к Георгиевскому, человеку, который, по словам Тютчева, был так «тесно связан с памятью о ней»: «О, приезжайте, приезжайте, ради Бога, и чем скорее, тем лучше! Авось либо удастся вам, хоть на несколько минут, приподнять это страшное бремя, этот жгучий камень, который давит и душит меня».


Любовные стихи Тютчева сюжетны и напоминают прозу, любовный роман. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.


В них нет деталей, которые бы нарочито усиливали их драматизм, но тем сильнее они передают глубину пережитого поэтом страдания. Одновременно писатель задается и философским вопросом о несправедливости смерти.


Строфы стихотворения «Весь день она лежала в забытьи…», написанные четырехстопным ямбом, представляют собой гармоничное единое целое. Композиционно произведение разделено на две части: на повествование о последних минутах жизни девушки (в прошедшем времени) и на монолог лирического героя (в настоящем времени).


В первой части героиня переживает три состояния: первая строфа – «забытье», вторая – пробуждение, третья – осознание. Последнее приходит к ней медленно: сначала она «прислушивается» к истине – к шуму природы, а затем «погружается» в нее – в думу.


Вместе с умирающей возлюбленной «в забытьи» находится и сам лирический герой, к которому понимание происходящего настигает только в четвертой строфе. Несмотря на то, что лирический герой чувствует все, что происходит вокруг них: он «видит» тени, уже легшие на ее лицо, «слышит» дождь за окном, он находится в астральном уровне бытия, и приходит в сознание неожиданно и резко, чтобы внимать последним словам умирающей (об этом говорят отрывистость фраз и многоточия). Происходит это не в том прошедшем времени, в котором умирала героиня, а в настоящем времени стихотворения («вот сейчас»). Лирический герой поражен словом «любила»: в грамматическом прошедшем времени этого слова ему является знак смерти, в скрытом, обращенном только к нему, значении этого слова ему слышится упрек с того света, ведь «любила» она — его.


Любовь, как высший смысл, открывается перед героиней подобно предсмертному откровению: вся жизнь для человека в любви, любовь для него равняется жизни; вот почему, прощаясь с жизнью, героиня говорит: «О, как все это я любила!». Именно в тот момент она решает, суждено ли ей возродиться или умереть.


Но истина, открывающаяся лирическому героя, кардинально противоположна: если весь смысл в любви, то смерть любимого человека лишает жизнь всякого смысла, ставит его перед лицом бессмысленного существования, «смерти-в-жизни» («Я был при ней, убитый, но живой»).


Вторжение самой простой подробности («Лил теплый летний дождь —его струи // По листьям весело звучали») и неожиданность контраста еще более усиливают напряженность ситуации и трагизм финальных строк:


О Господи!.. и это пережить...


И сердце на клочки не разорвалось...


Тютчев использует обычную литературно-разговорную речь, считая, что настоящее человеческое горе передается в простых словах. Последнее восклицание – мольба к Богу. Лирический герой понимает, что если Бог не избавит его от страданий, не разорвет его сердце на клочки, ему придется как-то пережить это.


Страдания человека от утраты великой любви безграничны, не каждому дано преодолеть их. «Весь день она лежала в забытьи» – это плач Ф. И. Тютчева о своей возлюбленной.


Современники поэта писали, что эта трагедия превратила его в дряблого, немощного старика. В своих воспоминаниях А. И. Георгиевский писал о том, с каким «невыносимо-жгучим» горем ему пришлось встретиться по прибытии в Петербург. Только в разговорах о Леле, увлекаясь, Тютчев как бы забывал о том, «что ее уже нет в живых». Но мгновения, короткие промежутки забвения сменялись реальностью, не приносившей утешения. Георгиевский вернулся в Москву, а Тютчев выехал за границу. Там были его дочери, там была жена Эрнестина Федоровна. И они, как могли, старались облегчить это «страшное бремя» страданий. Но ни родственные привязанности, ни красоты Швейцарии не могли заполнить «страшной пустоты», образовавшейся в душе поэта после смерти Е. А. Денисьевой. Яркая, дивная природа, всегда волновавшая поэта, и сейчас могла бы отозваться в его душе:


Когда бы там — в родном краю —


Одной могилой меньше было...


Информационные источники:


Кузина Л. Н. «Ф. И. Тютчев в жизни и творчестве»


Свердлов М., Журнал «Литература» №40/2003




Полезный материал по теме:
  1. анализ стихотворения «Весь день она лежала в забытьи»
  2. «Она сидела на полу...»: анализ стихотворения по плану
  3. «она сидела на полу...» полный анализ стихотворения
  4. «Она сидела на полу...» плановый анализ стихотворения литература 10 класс
  5. Анализ Она сидела на полу


Анализ стихотворения «Весь день она лежала в забытьи…» Стр. 1
Анализ стихотворения «Весь день она лежала в забытьи…»
Тютчев Ф. И.
Стр. 1
Анализ стихотворения «Весь день она лежала в забытьи…» Стр. 2
Анализ стихотворения «Весь день она лежала в забытьи…»
Тютчев Ф. И.
Стр. 2
Отправить на email или скачать Анализ стихотворения «Весь день она лежала в забытьи…» можно с помощью кнопок ниже.

Похожие сочинения