Анализ 1-ой главы поэмы В. В. Маяковского «Облако в штанах».

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Анализ 1-ой главы поэмы В. В. Маяковского «Облако в штанах»..

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
Сочинения» » Анализ 1-ой главы поэмы В. В. Маяковского «Облако в штанах».

Поэму «Облако в штанах», завершённую в 1915 году, Маяковский считал программной вещью. Первоначальное название «Тринадцатый апостол» не было пропущено цензурой. Второе название возникло из вопроса, заданного цензурой: «Как соединить лирику и большую грубость?»


Маяковский ответил: «Хорошо, я буду, если хотите, как бешеный, если хотите – буду самым нежным, не мужчина, а облако в штанах».


В подзаголовке «тетраптих» подчёркивается, что поэма состоит из четырёх частей. «Катехизисом» революционного искусства стали четыре крика четырёх частей: «Долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию».


Вступление к тетраптиху построено на антитезе «я» - «вы».


«Я» - «красивый, двадцатидвухлетний», с «мощью голоса», с душой, в которой нет «ни единого седого волоса», с «окровавленным сердца лоскутом». В лирическом герое подчёркивается красота, молодость, сила, открытость души, способность к проявлению взаимоисключающих чувств – от бешенства до нежности.


«Вы» - «как выжиревший лакей на засаленной кушетке», «себя, как я, вывернуть не можете», «чинная чиновница ангельской лиги», «губы спокойно перелистывает, как кухарка страницы поваренной книги».


«Вы» - это толпа, обыватели, те самые «жирные», ничего не видящие дальше своей сытости, которых так ненавидел Маяковский. Их приземлённость, пошлость, неспособность к проявлению чувств вызывает в лирическом герое протест, стремление «изъиздеваться» над ними, быть по отношению к ним «нахальным и едким».


1-ая часть тетраптиха – это крик: «Долой вашу любовь». В этой главе раскрывается история любви лирического героя к девушке Марии. Начинается глава сценой напряжённого ожидания героем возлюбленной. Напряжённость ожидания передаётся с помощью строфики:


Восемь.


Девять.


Десять.


Каждое слово выделено в отдельную строку, и мы ощущает медлительность течения времени. Достигается экспрессивность выражения чувств с помощью богатства художественных средств. Время ожидания становится грубо ощутимым, весомо – предметным, благодаря олицетворению:


Полночь, с ножом мечась,


Догнала,


Зарезала…


Сравнение усиливает отчаяние, охватившее героя:


Упал двенадцатый час,


Как с плахи голова казнённого.


Антитеза «жилистая громадина», «глыба» и «дряхлая спина» подчёркивает, что неразделённая любовь лишает лирического героя его внутренней силы. «Громадность» любви и страдания передаётся с помощью гиперболы:


Плавлю лбом стекло окошечное.


Неологизм «декабрый» передаёт не только состояние природы, но и переживания героя:


Вот и вечер


В ночную жуть


Ушёл от окон,


Хмурый,


Декабрый.


Особую выразительность в главе приобретает реализация метафоры. Переносное значение фразеологизма «нервы разыгрались» Маяковский реализует, делая его прямым:


Слышу:


Тихо,


Как больной с кровати,


Спрыгнул нерв.


И вот, -


Сначала прошёлся


Едва-едва,


Потом забегал,


Взволнованный,


Чёткий.


Теперь он и новые два


Мечутся отчаянной чечёткой.


Кульминацией главы является приход Марии. Девушка сообщает, что выходит замуж. Она вошла резкая, как «Нате!». Здесь имеется в виду стихотворение Маяковского, в котором ярко выражен протест лирического героя против толпы обывателей. «Резкость» героини – скорее всего защитная маска. Ей нелегко ранить душу героя: необходимо мужество. Внутренняя растерянность героини передаётся с помощью жеста и аллитерации: «муча перчатки замш». Внешнее спокойствие молодого человека раскрывается с помощью сравнения «как пульс покойника». Но это «абсолютное» спокойствие страшно: оно означает полную безнадёжность.


Развёрнутая и реализованная метафора «пожар сердца» постепенно перерастает в самостоятельную тему: огонь охватывает всё тело – «здание» героя.


Глава насыщена реалиями современной поэту действительности. Возлюбленная сравнивается с «Джиокондой» - героиней знаменитой картины Леонардо да Винчи, «которую надо украсть».


И украли.


Картина в то время действительно была украдена. Себя лирический герой сравнивает с вулканом Везувием, от которого погибла Помпея. Пожар сердца сравнивается с пожаром знаменитой гостиницы «Лузитания». Заканчивается глава «криком»:


Крик последний, -


Ты хоть


О том, что горю, в столетия выстони!


В главе очень ярко передаётся сила чувств героя, его отчаяние.




Полезный материал по теме:
  1. Подробный анализ стихотворения Нате!


Анализ 1-ой главы поэмы В. В. Маяковского «Облако в штанах». Стр. 1
Анализ 1-ой главы поэмы В. В. Маяковского «Облако в штанах».
Другие
Стр. 1
Анализ 1-ой главы поэмы В. В. Маяковского «Облако в штанах». Стр. 2
Анализ 1-ой главы поэмы В. В. Маяковского «Облако в штанах».
Другие
Стр. 2
Анализ 1-ой главы поэмы В. В. Маяковского «Облако в штанах». Стр. 3
Анализ 1-ой главы поэмы В. В. Маяковского «Облако в штанах».
Другие
Стр. 3
Анализ 1-ой главы поэмы В. В. Маяковского «Облако в штанах». Стр. 4
Анализ 1-ой главы поэмы В. В. Маяковского «Облако в штанах».
Другие
Стр. 4
Отправить на email или скачать Анализ 1-ой главы поэмы В. В. Маяковского «Облако в штанах». можно с помощью кнопок ниже.

Похожие сочинения