Сочинение на тему Сравнение произведений А. Н. Островского "Бесприданница" и "Гроза"»

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение на тему Сравнение произведений А. Н. Островского "Бесприданница" и "Гроза"».

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
Сочинения» По авторам» » Сочинение на тему Сравнение произведений А. Н. Островского "Бесприданница" и "Гроза"»
1. Вступление. Прочитав пьесы А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница», я решил сопоставить их между собой как единственные драматических произведения этого автора, которые были написаны в различное время, однако имеющие множество сходств. На сравнение этих пьес наводит и то, что в обеих перед нами разворачивается драма незаурядной женской натуры, приводящая к трагической развязке. Наконец, важно и то, что в обеих пьесах немаловажную роль играет образ волжского города, в котором происходит дей-ствие. 2. Сходства и различия. 2.1. Обе рассматриваемые пьесы относятся к жанру драмы, хотя точный жанр «Грозы» остается спорным вопрос в русской литературе. В этой пьесе сочетаются черты как тра-гедии, так и драмы (т. е. «бытовой трагедии»). Для трагического жанра характерен не-разрешимый конфликт между личными стремлениями героя и законами жизни, что присуще обеим пьесам. 2.2. По времени написания "Гроза" – это главное произведение дореформенной драма-тургии Островского, "Бесприданница" же вбирает в себя многие мотивы пострефор-менного творчества драматурга. Различие эпох, изображенных в этих пьесах, привело к совершенному несходству художественного мира; "Бесприданница" является драмой буржуазной эпохи – нового времени, когда разорваны связи с тысячелетней народной традицией, времени, освободившего человека не только от устоев морали, но и от сты-да, чести, совести – и это решающим образом влияет на её проблематику. Культура на-рода в «Грозе» одухотворена нравственными ценностями православия. Жители города Калинова всё еще живут по «Домострою», быт еще во многом патриархален. 2.3.. Родившись в Замоскворечье, Островский хорошо знает быт и нравы купечества и исследует различные характеры этого круга в своем творчестве. Его пьесы густо насе-лены купцами и приказчиками, их детьми и женами. Драматурга интересуют любые мелочи, начиная от описания костюма и обстановки дома, до индивидуальности речи каждого персонажа. В изображении героев Островский был совершенно оригинален. 2.4. По-моему, в особенности, автору удаются женские типы – «горячие сердца». Две драмы А.Н. посвящены одной и той же проблеме – положению женщины в русском обществе. Безусловно, эти женщины являются неординарными личностями. На герои-нях-женщинах я и хочу остановиться. 2.4.1. В первую очередь, – это Катерина из пьесы «Гроза». Она религиозна и романтич-на одновременно. Её душа стремится к счастью, рвется на волю. Катерина — купече-ская дочь, выданная замуж без любви за Тихона, она попадает в атмосферу жестокости. В этой среде семейные обязанности выполняются не от души, а «из-под неволи», и Ка-терина на всю жизнь связана с тупым и недалеким мужем, со злой и сварливой свекро-вью. Но ее романтические порывы находят выход, Катерина страстно влюбляется в молодо-го человека, Бориса, выделяющегося приличными манерами и некоторой образованно-стью. В героине борются два начала: искреннее чувство, любовь и сознание долга за-мужней женщины. Эта внутренняя борьба вызывает у Катерины стремление к личной свободе. Изменив мужу, Катерина сама кается перед ним, но, измученная домашней ат-мосферой, предпочитает смерть возвращению в семью. Честная, искренняя и принци-пиальная, она не способна на обман и фальшь, на изворотливость и приспособленчест-во. О желании летать она заговаривает несколько раз. Этим Островский подчеркивает ро-мантическую возвышенность души Катерины. Она хотела бы стать птицей, летящей куда захочет: «Отчего люди не летают!.. Отчего люди не летают так, как птицы? Зна-ешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела, – говорит она Варваре, сестре Тихо-на, – какая я была резвая! А у вас завяла совсем...» Суровая действительность возвра-щает героиню в мир Кабановых и Диких. Здесь нужно лгать, втихомолку делать то, что хочешь, внешне соблюдая правила приличия. Варвара, выросшая в доме, прекрасно ус-воила эту науку. Варвара – полная противоположность Катерине. Она не суеверна, не боится грозы, не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев. Катерине же противно такое поведение. Поэтому в беспощадном мире, где царят Дикие и Кабанихи, ее жизнь оказывается не-выносимой, невозможной и заканчивается так трагично. Протест Катерины против Ка-банихи – это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака лжи и жестокости «темного царства». У Катерины очень своеобразный характер: она богобоязненна и мя-тежна одновременно. Для нее это не самоубийство, а освобождение от тягот жизни, бе-зысходности. 2.4.2. Иная ситуация в драме «Бесприданница». Главная героиня Лариса – это не про-стая девушка из мещанской среды, это образованная, культурная, мыслящая девушка. Она получила дворянское воспитание и в отличие от Катерины, выросла условиях, где слабого унижают, где выживает сильнейший. В ее характере нет той цельности, которая есть в Катерине. Поэтому Лариса не стремится, да и не может воплотить в жизнь свои мечты и желания. Ее угнетает бедность и приниженность положения. Лариса не прием-лет мир, в котором она живет. Она любой ценой хочет из него вырваться. Для матери Ларисы, оставшейся вдовой с тремя дочерьми, показное изящество и благо-родство жизни семьи является не нормальным состоянием, а декорацией для устройства выгодных браков ее дочерей. Для нее льстивость и хитрость – основной принцип обще-ния с богатыми людьми, посещающими дом. Лариса – младшая дочь, последняя, ос-тавшаяся в доме, и матери надо сбыть ее с рук, даже не претендуя на большую удачу. Все это ставит незаурядную девушку в тяжелое положение. Вокруг Ларисы пестрая и сомнительная толпа поклонников и претендентов на руку, среди которых немало «вся-кого сброду». Жизнь в ее доме похожа на «базар» или на «цыганский табор». Героиня вынуждена не только переносить окружающую ее фальшь, хитрость, лицемерие, но и принимать в них участие. Лариса становится жертвой дворянского блеска, неотразимости Сергея Сергеевича Па-ратова. Она видит в нем «идеал мужчины», человека, которого нельзя не слушаться, ко-торому нельзя не верить. Лариса не видит ничтожности и мелочности его натуры. По-теряв надежду на счастье с Сергеем Сергеевичем, Лариса готова выйти замуж за любо-го, кто уведет ее из дома, похожего на ярмарку. Карандышева она не любит, даже не уважает, но надеется на него. Но в этом мире нет благородства. Лариса вскоре это по-няла. «Я вещь», – говорит она Карандышеву. Поняв это, Лариса хочет продать себя по-дороже. Героиню одолевают внутренние противоречия. Она стыдится своих мыслей, хочет чистой и честной жизни, но не видит путей туда. Хочет умереть, и нет сил, по-этому выстрел Карандышева Лариса принимает как благо, избавление от гнета нере-шаемых проблем. Смерть героини – это достойный ее уход из жизни. 2.5. Пьесы А. Островского насыщены разнообразной символикой. Прежде всего это символы, связанные с миром природы: лес, гроза, река, птица, полет. Очень важную роль играют в пьесах и имена героев, чаше всего имена античного происхождения: древнегреческие и римские. 2.5.1. Женские имена в пьесах Островского весьма причудливы, но имя главной герои-ни почти всегда чрезвычайно точно характеризует ее роль в сюжете и судьбу. Лариса – “чайка” по-гречески, Катерина – “чистая”. Лариса – жертва торговых пиратских сделок Паратова: он продает “птиц” – “Ласточку” (пароход) и потом Ларису – чайку. Катерина – жертва своей чистоты, своей религиозности, она не вынесла раздвоения своей души, ведь любила - не мужа, и жестоко наказала себя за это. Интересно, что Харита и Марфа (в “Бесприданнице” и в “Грозе”) обе Игнатьевны, то есть “незнающие” или, по-научному, “игнорирующие”. Они и стоят как бы в стороне от трагедии Ларисы и Кате-рины, хотя та и другая, безусловно, виноваты (не прямо, но косвенно) в гибели дочери и снохи. 2.5.2. Паратов – это и парад, и пират. Также безусловно, напрашивающееся сопоставле-ние Паратова с “паратым” зверем, то есть мощным, хищным, сильным и беспощадным.


Сочинение на тему Сравнение произведений А. Н. Островского "Бесприданница" и "Гроза"» Стр. 1
Сочинение на тему Сравнение произведений А. Н. Островского "Бесприданница" и "Гроза"»
Островский А.Н.
Стр. 1
Сочинение на тему Сравнение произведений А. Н. Островского "Бесприданница" и "Гроза"» Стр. 2
Сочинение на тему Сравнение произведений А. Н. Островского "Бесприданница" и "Гроза"»
Островский А.Н.
Стр. 2
Сочинение на тему Сравнение произведений А. Н. Островского "Бесприданница" и "Гроза"» Стр. 3
Сочинение на тему Сравнение произведений А. Н. Островского "Бесприданница" и "Гроза"»
Островский А.Н.
Стр. 3
Отправить на email или скачать Сочинение на тему Сравнение произведений А. Н. Островского "Бесприданница" и "Гроза"» можно с помощью кнопок ниже.

Похожие сочинения