Художественное своеобразие рассказов В.Г. Короленко

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Художественное своеобразие рассказов В.Г. Короленко.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
Сочинения» По авторам» » Художественное своеобразие рассказов В.Г. Короленко


Судьба, личность, дарование В.Г. Короленко необыкновенны. А.М. Горький называл Короленко «человеком с большим и сильным сердцем». Истоки его творчества – в детских годах: в величии природы, в рассказах старой няньки, в народных украинских и русских напевах. Писатель был воспитан на произведениях русских писателей-реалистов, они зажгли в его сердце любовь к русскому народу. Короленко писал, что нашел свою родину, «и этой родиной стала русская литература».

Писатель был близок к революционным кругам, закрепив за собой славу «политически неблагонадежного», что повлекло за собой множество арестов и ссылок в самые глухие районы. Это, бесспорно, отразилось на его творчестве. В рассказах Короленко изображены «пустынные места», но главное – это народ. «Дорог человек, дорога его свобода, его возможное на земле счастье» - вот за что ратовал писатель, вот в чем смысл его творчества. В. Короленко был из тех незаурядных личностей, которые “не могли молчать”, если видели зло, независимо от того, в какой форме оно выражалось.

В 1880 году в Вышневолоцкой тюрьме пишется рассказ «Чудная» (самим автором озаглавлен как очерк). В ужасных условиях, тайком создается это произведение. По сути, этот рассказ носит в себе черты документального. В лице героини Морозовой воплощены черты характера Э.Л. Улановской – девушки-революционерки, встреченной Короленко в ссылке.

В основе повествования лежит творческое проникновение в существо описываемого, умение использовать случайные обстоятельства и детали - типичная для автора манера. Образ Морозовой заставляет вспомнить «Русских женщин» Некрасова.

Но все же Короленко не возводит «чудную» к совершенному идеалу: он порицает её пренебрежение к простому солдату. В её лице писатель осуждает всю народническую молодежь за отчужденность от народа.

Короленко – мастер портрета. Он ощущает едва уловимые чувства героини, это выражается через описание ее внешности: «..бледная совсем, белая во всю дорогу была», «..глаза загорелись. Румянец еще гуще выступил. Губы тонкие, сердитые». «...лицо побледнело, ни кровинки, глаза потемнели, а сама злая-презлая».

В 1893 году Короленко совершил поездку в Америку, результатом чего стало написание повести «Без языка». Автор ставил своей целью не просто изображение страны, он хотел показать её такой, какой её видят простые люди. В этом вновь проявляется близость Короленко к народу, стремление не оторваться от него.

Мерой оценки является взгляд простолюдина Матвея Лозинского. Он появляется в чужой стран в самом народном обличии: в бараньей шапке, огромных сапогах. Он наивен, смешон, неловок, даже нелеп в этом новом мире. А, главное, он никому там не нужен. В этом проявляется особенность Короленко, сталкивающего в своих рассказах противоположности.

В «Без языка» между двумя антагонистическими человеческими цивилизациями – пропасть непонимания. Матвей не знает языка враждебного мира, а мир не понимает языка Лозинского. Герой нем, он не понят и одинок. Матвей ошеломлен своей ненужностью, бесполезностью. В этом недоумении – чувства самого автора, который считает человека главной ценностью в этом мире. Оказавшись изгоем, Матвей мечтает о родном уголке, о клочке земли. Он с тоской вспоминает уклад той страны, в которой он жил. На жестоком Западе происходит раскрепощение Матвея. Он примыкает к безработным американцам, митингует вместе с ними.

В 1902 году Короленко пишет продолжение повести, оно помогает осознать ее идейный смысл. Большую роль играет образ Нилова – русского эмигранта, интеллигента. В беседах герои обсуждают судьбы страны и народа. Лозинский мечтает вернуться в Россию (пусть он не доволен её политическим строем!), ведь там - духовное единение, то, чего так не хватает в прогрессивной Америке. Здесь герой без языка, а, значит, не просто не может говорить, но и лишен корней.

Все же для Короленко важнее душа, внутреннее умиротворение и согласие с окружающим миром. При любой власти Короленко оставался патриотом. Свой гражданский долг он видел в защите конкретного человека, который всегда был для него выше всяких идеологических и политических установок. Именно из отношения к каждому человеку, по его убеждению, и определяется престиж государства.

У гуманиста Короленко нет произведения, написанного тоном наблюдателя. Любой из его рассказов - образный, колоритный, тонкопсихологический. Перед читателем – все оттенки сердечных волнений героя, рассказы Короленко полны романтики. Они обладают острым сюжетом, но и стройностью изложения. Мне кажется, что рассказы Короленко чем-то напоминают стихотворения в прозе.

В день юбилея Короленко И. Репин прислал ему поздравительную телеграмму, в которой отразил чувства всего народа: «Благодарю вас за вашу прекрасную жизнь!» Многие поколения россиян воспринимали Короленко как учителя и свою собственную совесть, а приобщение к его наследию и сегодня становится "процессом обогащения ума и очищения души" (С. Залыгин)


Художественное своеобразие рассказов В.Г. Короленко Стр. 1
Художественное своеобразие рассказов В.Г. Короленко
Короленко В.Г.
Стр. 1
Художественное своеобразие рассказов В.Г. Короленко Стр. 2
Художественное своеобразие рассказов В.Г. Короленко
Короленко В.Г.
Стр. 2
Отправить на email или скачать Художественное своеобразие рассказов В.Г. Короленко можно с помощью кнопок ниже.

Похожие сочинения