Сочинение на тему Вольтер писатель рационалистического типа»

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение на тему Вольтер писатель рационалистического типа».

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
Сочинения» По авторам» » Сочинение на тему Вольтер писатель рационалистического типа»
Вольтер-просветитель раскрывает прежде всего идейную борьбу эпохи, столкновение противоположных мировоззрений. Поэтому и человек им характеризуется главным образом со стороны его сознания Герои у Вольтера представляют не отдельные классы, а различные ступени духовной истории человечества. В его творчестве сталкиваются не столько характеры, сколько идеи. Побеждает, как правило, тот, кто представляет более высокий этап в духовной жизни общества! Выдвижение перед литературой пропагандистских задач, выключение человека из социальной среды чрезвычайно сближает Вольтера с классицистами. Не только его трагедии, но и большинство философских повестей весьма близки по типу творчества к классицизму. Они обладают специфической художественной структурой, у них свой классицистский тип конфликта, сюжета, свой классицистский принцип построения образа, отражающий характер художественного мышления автора. Вольтер сугубо по просветительски подходит к созданию образа. Он не дает развернутых психологических характеристик своим героям, обычно не раскрывает их естественных склонностей и побуждений. Для него важнее показать их способность управлять своими чувствами. Характеризуя, например, Задига, Вольтер считает нужным прежде всего подчеркнуть, что тот обладает «светлым и точным умом и благородным характером», умейием сдерживать свои страсти, уважать человеческие слабости. Задиг — комплекс просветительских добродетелей, у него нет ни одной отрицательной черты. Во всех испытаниях проверяется на «прочность» лишь его интеллект. Однако интеллектуальность вольтеровского героя способствовала расширению рамок социального обличения. Вольтер раскрывает человека главным образом в мире идей. Весьма рационалистически обобщенно в его повестях изображается среда. Быт как таковой по существу исключен из повествования. Произведения Вольтера в отличие от романов Лесажа или английских просветителей (Фильдинг, Смоллет и др.) бедны бытовыми подробностями. Его герои, как правило, не пьют, не едят, а если собираются за столом, то для того, чтобы пофилософствовать. В «За-диге» есть глава «Ужин», но она вся заполнена философскими спорами, и спорщики расходятся, так и не утолив голода. Аналогично прошел ужин Кандида с шестью королями-неудачниками. За ним также вместо обычных явств подавались разные идеи, приправленные вольтеровским остроумием. Вольтер не дает детализированного портрета своих персонажей. О Кандиде и Простодушном сказано, что они высоки ростом, сильны. Задиг красив и только. Ничего не говорится о цвете его глаз и волос, о выражении лица и т. д. В философских повестях Вольтера нет пейзажа, да он и не нужен, поскольку человек в них характеризуется со стороны разума, а не чувства. Кандид и его слуга Какамбо побывали в пампасах Аргентины, в тропических лесах Парагвая и Перу, но у Вольтера нет описания этих экзотических стран, его интересуют и тут вопросы сугубо идейного плана («неразумие» индейцев-орельонов, общественно-политическое устройство Эльдорадо и др.). В целом герои Вольтера недостаточно индивидуализированы, им недостает психологической глубины, социальной и бытовой конкретности. На все свои невзгоды они скорее реагируют умом, нежели сердцем. Даже в момент смертельной опасности Задиг не склонен переживать. Трагичность положения не вызывает соответствующей реакции в его сознании. В трагических ситуациях Задиг чаще всего ограничивается заявлениями рационалистического характера: «Что за счастье! Меня все преследует в этом мире, даже то, что не существует». Также чаще всего воспринимает горести Кандид. Живого человека Вольтер нередко заменяет резонером. Недостаточная индивидуализированность, «очеловеченность» героев философских повестей — источник их холодности, т. е. недостаточного эмоционального воздействия на читателя. «Их можно, — справедливо пишет Андре Моруа, — истязать, жечь, и ни автор, ни читатель не испытают чувства подлинного волнения. Даже рыдания прекрасной Сент-Ив, умирающей от отчаяния, не исторгают ни у кого слез. Все эти повести Вольтера. рассказывают о катастрофах — но с точки зрения «рацио», — а их «темп» настолько быстр, что не успеешь даже погоревать». В «Задиге», «Кандиде», «Простодушном» главное не характеры, а обстоятельства. Вольтер сосредоточивает основное внимание на абсурдности феодально-монархического мира. Это задание определяет специфику его произведений. Философские повести представляют ряд сменяющих друг друга картин, некоторые из ^них напоминают маленькие самостоятельные новеллы. Такое построение позволяет автору дать широкую панораму действительности. События сменяются быстро, как в калейдоскопе. Однако в этом круговороте жизни герои по существу не меняются, они остаются верны себе, своим принципам поведения. Внешние обстоятельства не влияют сколь-либо заметно на их убеждения. Задиг, Кандид, Простодушный от начала до конца сохраняют свою «разумность», положительность. В реалистическом романе XVIII в. герои находятся в тесной связи с окружающей их социальной средой. Они непрерывно изменяются, способствуя тем самым развитию действия. Их роль в развертывании сюжета весьма велика. Лесаж, Фильдинг и другие обнаруживали в характере своих действующих лиц импульсы, питающие интригу произведения. В их романах персонажи постоянно попадали под власть неблагоприятных жизненных обстоятельств, общество их нравственно развращало, калечило. Они совершали ошибки, иногда даже неблаговидные поступки, но авторы постепенно выводили их на стезю добродетели. В финале произведения — это люди, осознавшие пагубность своих корыстолюбивых стремлений. В просветительском реалистическом романе действительность была представлена широко, но главное внимание здесь все же уделялось человеческому характеру, его формированию и развитию. Не так в повести Вольтера. Задиг входит в повествование уже сложившимся человеком, с устойчивыми просветительскими убеждениями. Достаточно сформированы и взгляды Кандида перед его изгнанием из замка. Устойчив в своих воззрениях Простодушный. Правда, в процессе соприкосновения с действительностью его кругозор расширяется, но принципы его поведения, за исключением неожиданного превращения после смерти Сент-Ив, остаются неизменными. Герои Вольтера положительны. Но они часто оказываются в трагических ситуациях. Несчастья не являются следствием их недостатков, напротив, они — результат их положительных качеств (доброты и т. п.). Задиг неповинен в том, что его предали суду из-за пропажи королевской болонки и лошади. Не по своей воле он бежит из Вавилона и становится рабом. В романе Лесажа герой страдал главным образом по своей вине. Вольтер углубляет критику действительности. Его нравственно совершенные персонажи страдают из-за несовершенства мира. Внимание Вольтера приковывает не характер человека, а обстоятельства его жизни. В реалистическом романе XVIII в. события развивались интенсивно, их двигали сами герои, совершавшие под влиянием среды те или иные проступки. В повести Вольтера действующие лица внутренне статичны. В связи с этим огромную роль в их жизни играет случай. Они случайно оказываются втянутыми в неприятные для себя истории. Кандид случайно встретился с болгарскими вербовщиками, он случайно встречает в Голландии, а затем на галерах Панглосса и т. п. Но за всеми этими случайностями просматривается известная закономерность. Нагнетая, казалось бы, случайные приключения своих героев, Вольтер тем самым внушает читателям свою излюбленную мысль о бесприютности и беззащитности человека в условиях феодального общества, о его бессилии жить стабильно. Жизнь бросает его из сторрны в сторону, не считаясь с его желаниями, «свободной В реалистическом романе XVIII в. герой проходил школу морального воспитания, с чем многие просветители связывали надежды на будущее. У Вольтера несколько иная программа. Достижение «царства разума» он связывает не столько с моральным «обновлением» личности, сколько с изменением условий ее существования. Недаром Задиг занимает королевский престол и, став у власти, начинает большую преобразовательскую деятельность.


Сочинение на тему Вольтер писатель рационалистического типа» Стр. 1
Сочинение на тему Вольтер писатель рационалистического типа»
Вольтер М.Ф.
Стр. 1
Сочинение на тему Вольтер писатель рационалистического типа» Стр. 2
Сочинение на тему Вольтер писатель рационалистического типа»
Вольтер М.Ф.
Стр. 2
Сочинение на тему Вольтер писатель рационалистического типа» Стр. 3
Сочинение на тему Вольтер писатель рационалистического типа»
Вольтер М.Ф.
Стр. 3
Отправить на email или скачать Сочинение на тему Вольтер писатель рационалистического типа» можно с помощью кнопок ниже.

Похожие сочинения