Сочинение на тему Своеобразие лирической исповеди в поздней поэзии Высоцкого»
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение на тему Своеобразие лирической исповеди в поздней поэзии Высоцкого».
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!Ничипоров И. Б. Значительное место в посвященных В.Высоцкому исследованиях всегда занимали размышления о многообразных \"ролевых\" героях его лирики, о \"протеизме\" как важнейшей черте художественного мышления поэта-актера. При этом меньше внимания уделяется рассмотрению собственно исповедального начала, которое в творчестве барда постепенно становится доминирующим.
Текстовое содержание песен Высоцкого предстает неотделимым не только от авторской музыкальной манеры, но и от тех комментариев, которыми поэт предварял или заключал их исполнение во время концерта: по мысли Вл.И.Новикова, сам концерт становится у Высоцкого целостным текстом [1] . Подобные автокомментарии нередко несли в себе именно исповедальную направленность. Так, в апреле 1972 года, высказываясь об авторской песне, Высоцкий подчеркивал усиление в ней, по сравнению с эстрадой, исповедальной, лирической составляющей: \"Мне кажется, что она помогает — оттого, что легко запоминается – переносить какие-то невзгоды, – всегда «влезает в душу», отвечает настроению\" [2] . А за несколько дней до смерти поэт так выразил смысл своих сценических выступлений: \"У меня есть счастливая возможность, в отличие от других людей, такому большому количеству людей рассказывать о том, что меня беспокоит, прихватывает за горло, дергает по нервам, как по струнам, – я рассказываю только об этом\" [3] . Показательно, что уже первые критики обратили внимание на исповедальный характер творческого взаимодействия поэта со слушательской аудиторией: Высоцкий \"с гитарой – беседует, разговаривает. Манера общения Высоцкого – исповедальная\" (В.И.Толстых[4] ).
Исследователи отмечают постепенное углубление философского начала в лирике Высоцкого рубежа 1960–1970-х годов[5] . А.В.Кулагин справедливо указывает на возрастающую весомость автобиографических подтекстов в \"ролевых\" песнях этого периода (\"Он не вернулся из боя\", \"Бег иноходца\" и др.), а также на связь исповедальной лирики, раскрывшейся главным образом в жанрах драматической баллады и лирико-философского монолога, с актерской работой Высоцкого над ролью Гамлета (1971).
В свете дальнейшего изучения творчества поэта в контексте авторской песни представляется важным рассмотрение целостной образной системы лирико-исповедальных песен Высоцкого, в том числе и с точки зрения их соотнесенности с поэтической традицией Серебряного века. Как известно, слушая в свое время курс А.Синявского по русской литературе XX в. в Школе-студии МХАТ, бард живо интересовался поэзией рубежа столетий. Опыт ее глубокого восприятия наложил отпечаток на созданные впоследствии философские произведения. Исповедальные мотивы в зрелой лирике Высоцкого \"вживлены\" и в трагедийный монолог о времени, о советской действительности.
Отдельные исповедальные ноты звучали еще в ранних песнях Высоцкого, проступая сквозь \"блатную\" стилистику. Так, в \"Серебряных струнах\" (1962) на первый план выходит ощущение надрывной тоски о разорванной душе, об утраченной свободе, скованной сомкнувшимися стенами:
Что же это, братцы! Не видать мне, что ли,
Ни денечков светлых, ни ночей безлунных?!
Загубили душу мне, отобрали волю, –
А теперь порвали серебряные струны [5].
С середины 1960-х гг. в лирике Высоцкого исповедальные мотивы зачастую сопрягаются с многоплановой художественной разработкой образа двойника, олицетворяющего душевную дисгармонию и внутренний надрыв лирического \"я\". Негативное, разрушительное начало этот образ знаменует в таких стихах, как \"Про черта\" (1965–1966), \"И вкусы и запросы мои – странны…\" (1969), \"Маски\" (1971) и др.
В стихотворении \"Про черта\" в качестве двойника лирического героя, погруженного в \"запой от одиночества\", выступает периодически являющийся ему черт. Двойник предстает здесь в сниженно-бытовом облике: он \"брезговать не стал\" коньяком, \"за обе щеки хлеб уписывал\", знаком с \"запойным управдомом\" – то есть оказывается плоть от плоти родственным реалиям советской жизни. В фамильярном полуироническом обращении лирического героя с силами тьмы вырисовывается кризисное состояние души, готовой поддаться их власти, пренебречь своей индивидуальностью:
…Все кончилось, светлее стало в комнате, –
Черта я хотел опохмелять.
Но растворился чер
т как будто в омуте…
Я все жду – когда придет опять…
Я не то чтоб чокнутый какой,
Но лучше – с чертом, чем с самим собой.
Трагикомическое, сниженно-бытовое освещение \"инфернальной\" темы в этих заключительных строках оттеняет тягостное для лирического \"я\" чувствование своей внутренней духовной несвободы.
Углубление мотива двойничества, продиктованное усилением исповедальных интенций, происходит в стихотворении \"И вкусы и запросы мои – странны…\". Как и в предыдущем случае, отношение лирического субъекта к своему \"второму Я в обличье подлеца\" подчеркнуто иронично, но герой, обнажая \"гранки\" своей страждущей души, с горечью отдает отчет в бытийной трудности распознания в себе подлинного \"я\":
Я лишнего и в мыслях не позволю,
Когда живу от первого лица, –
Но часто вырывается на волю
Второе Я в обличье подлеца.
И я борюсь, давлю в себе мерзавца, –
О, участь беспокойная моя! –
Боюсь ошибки: может оказаться,
Что я давлю не то второе Я.
Как это часто бывает в лирике Высоцкого, исповедальные мотивы вплетены здесь в сюжетную динамику, вследствие чего обыденные явления наполняются бытийным, символическим смыслом. Возникающий в стихотворении образ уголовного суда становится косвенным напоминанием о Страшном Суде и отчасти, по мысли исследователя, его \"травестийным замещением\"[7] . В пронзительном исповедальном слове лирического \"я\" прорисовывается напряженное стремление к самоочищению и освобождению от ложных личин:
Я воссоединю две половины
Моей больной раздвоенной души!
Искореню, похороню, зарою,
Очищусь, ничего не скрою я!..
Позднее более сложное проявление внутренней раздвоенности души героя будет выражено в песне \"Кони привередливые\" (1972), хотя в поэтическом мире Высоцкого двойник мог ассоциироваться и с высшим зовом души, побуждающим к подвигу, самопожертвованию[8] . Это видно в ряде военных баллад, содержащих в себе ярко выраженные исповедальные элементы: таковы \"Песня самолета-истребителя\" (1968), построенная как взволнованный лирический монолог о \"том, который во мне сидит\", или песня \"Он не вернулся из боя\" (1969), которую Н.М.Рудник справедливо определила как \"исповедь-реквием\" [9] .
Еще на заре нового столетия А. Блок размышлял о том, что важнейшую составляющую современного художнического мироощущения образует \"чувство пути\" (\"Душа писателя\", 1909 и др.). О значимости блоковского опыта для творческого самосознания Высоцкого речь еще пойдет ниже, теперь же отметим, что категория пути является магистральной в исповедальных песнях Высоцкого, где выстраивается целостная аксиология пути – как индивидуально-личностного, так и общенационального, народного.
Обостренное \"чувство пути\" пронизывает различные проблемно-тематические уровни поэзии Высоцкого.
В \"Балладе о детстве\" (1975) боязнь \"однобокости памяти\" побуждает лирическое \"я\" вглядываться в вехи своего существования начиная еще с \"утробного\" периода – в его взаимосвязи с народной судьбой военных и послевоенных лет. А \"ролевая\" ситуация \"Натянутого каната\" (1972), где повышенное экзистенциальное напряжение обусловлено внутренним императивом \"пройти четыре четверти пути\", приобретает глубоко личностный характер.
В конце 1960-х гг. Высоцкий создает песню \"Моя цыганская\" (1967–1968), в исповедальном звучании которой в условно-символической форме запечатлелись раздумья о путях лирического героя и его современников в советской действительности, что нашло выражение в системе пространственных образов.
Отправить на email или скачать Сочинение на тему Своеобразие лирической исповеди в поздней поэзии Высоцкого» можно с помощью кнопок
ниже.