Сочинение на тему Общественно-исторические проблемы в литературе»

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение на тему Общественно-исторические проблемы в литературе».

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
Сочинения» » Сочинение на тему Общественно-исторические проблемы в литературе»
...Литература есть сознание народа, цвет и плод его духовной жизни. В.Г.Белинский. \"Литература у народа, лишенного общественной свободы,- единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести\", - писал в прошлом веке А.И.Герцен. Впервые за всю многовековую историю России пра- вительство дало нам теперь свободу слова и печати. Но, несмотря на огромную роль средства информации, отечественная литература является властительницей дум, подымает пласт за пластом проблемы нашей истории и жизни. Может, был прав Е.Евтушенко, сказавший: \" Поэт в России- больше, чем поэт!..\". На сегодняшней литературе можно очень четко проследить художественное, историческое, общественно- политическое значение литературного произведения в связи с общественно- политической обстановкой эпохи. Эта формулировка означает, что особенности эпохи отражаются на теме, избранной автором, его героях, художественных средствах. Эти особенности могут придать произведению большое общественное и политическое значение. Так, в эпоху упадка крепостничества и дворянства появился целый ряд произведений о \"лишних людях\", в том числе и знаменитый \"Герой нашего времени\" М.Ю.Лермонтова. Само название романа, споры вокруг него показали его общественное значение в эпоху николаевской реакции. Огромное значение имела и повесть А.И.Солженицына \"Один день Ивана Денисовича\", напечатанная в период критики сталинщины в начале 60-х годов. Современные произведения демонстрируют еще большую, чем прежде, связь эпо- хи и литературного произведения. Ныне стоит задача – возродить сельского хозяина. Литература откликается на нее книгами о раскулачивании и раскрестьянивании деревни. Теснейшая связь современности и истории даже рождает новые жанры (например, роман-хронику) и новые изобразительные средства: в текст вводятся документы, популярны перемещения во времени на многие десятилетия и другое. То же касается и проблем охраны природы. Терпеть больше нельзя. Желание помочь обществу заставляет писателей, например Валентина Распутина, переходить от романов и повестей к публицистики. Первая тема, которая объединяет очень большое число произведений, написанных на протяжении 50-80-х годов,- проблема исторической памяти. Эпиграфом к ней могли бы послужить слова академика Д.С.Лихачева: \"Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени. В этом величайшее значение памяти\". \"Белые пятна\" образовались ( вернее, их образовали те, кто постоянно приспосабливал историю к своим интересам) не только в истории всей страны, но и отдельных ее районов. Книга Виктора Лихоносова \"Наш маленький Париж\" о Кубани. Он считает, что ее историки в долгу перед своей землей. \"Дети вырастали без знания своей родной истории\". Года два назад писатель был в Америке, где встречался с жителями русской колонии, эмигрантами и их потомками из кубанских казаков. Бурю читательских писем и откликов вызвала публикация романа-хроники Анатолия Знаменского \"Красные дни\", где сообщались новые факты из истории гражданской войны на Дону. Сам писатель не сразу пришел к истине и только в шестидесятые годы понял, что \"мы вообще ничего не знаем о той эпохе\". В последние годы вышло несколько новых произведений, таких, как роман Сергея Алексеева \"Крамола\", но неизвестного еще очень много. Особо звучит тема безвинно репрессированных и замученныхв годы сталинского террора. Огромный труд проделал Александр Солженицын в своем \"Архипелаге ГУЛАГе\". В послесловии к книге он говорит: \"Не потому я прекратил работу, что счел книгу оконченной, а потому, что не осталось больше на нее жизни. Не только прошу я о снисхождении, но крикнуть хочу: как наступит пора, возможность- соберитесь, друзья, уцелевшие, хорошо знающие, да напишите рядом с этой еще комментарий...\" Тридцать че- тыре года прошло с той поры, как написаны, нет, выбиты на сердце, эти слова. Уже и сам Солженицын правил книгу за границей, вышли десятки новых свидетельств, а призыв этот останется, видно, на долгие десятилетия и к современникам тех трагедий, и к потомкам, перед которыми откроются, наконец, архивы палачей. Ведь даже число жертв неизвестно!.. Победа демократии в августе 1991 года дает надежду, что архивы скоро будут открыты. И потому видятся мне не совсем верными слова уже упомянутого писателя Знаменского:\"Да и сколько надо было сказать о прошлом, мне кажется, уже сказано и А.И.Солженицыным, и в \"Колымских рассказах\" Варлама Шаламова, и в повести \"Барельеф на скале\" Алдан-Семенова. Да и сам я 25 лет назад, в годы так называемой оттепели, отдал дань этой теме; моя повесть о лагерях под названием \"Без покаяния\"... напечатана в журнале \"Север\" (N10, 1988 г.)\". Нет, я думаю, еще должны потрудиться и свидетели, и писатели, и историки. О сталинских жертвах и палачах написали уже много. Отмечу, что вышло продолжение романа \"Дети Арбата\" А.Рыбакова \"Тридцать пятый и другие годы\", в котором много страниц уделено тайным пружинам подготовки и проведения процессов 30-х годов над бывшими руководителями большевистской партии. Думая о сталинском времени, невольно переносишься мыслью на революцию. И она сегодня видится во многом по-иному. \"Нам говорят, что русская революция ничего не принесла, что у нас нищета большая. Совершенно верно. Но... У нас есть перспекти- ва, у нас виден выход, есть воля, желание, мы видим перед собой путь...\" - так писал Н.Бухарин. Теперь мы задумываемся: что же сделала со страной эта воля, куда привел этот путь и где выход. В поисках ответа начинаем обращаться к истокам, кОктябрю. Мне кажется, что глубже всех исследует эту тему А.Солженицын. Причем эти вопросы затрагиваются во многих его книгах. Но главное произведение этого писателя об истоках и начале нашей революции- многотомное \"Красное колесо\". У нас уже напечатаны части его - \"Август четырнадцатого\", \"Октябрь шестнадцатого\". Печатается и четырехтомный \"Март семнадцатого\". Александр Исаевич продолжает напряженно трудиться над эпопеей. Солженицын настойчиво не признает не только Октябрьскую, но и Февральскую революцию, считая свержение монархии трагедией русского народа. Он утверждает, что мораль революции и революционеров антигуманна и античеловечна, лидеры революционных партий, включая Ленина, беспринципны, думают прежде всего о личной власти. Нельзя согласиться с ним, но и не прислушаться тоже нельзя, тем более, что писатель использует громадное число фактов и исторических свидетельств. Хотелось отметить, что этот выдающийся писатель уже дал согласие вернуться на Родину. Сходные рассуждения о революции есть и в воспоминаниях писателя Олега Волкова \"Погружение во тьму\". Автор, интеллигент и патриот в лучшем смысле слова, провел в тюрьмах и ссылках 28 лет. Он пишет: \" За те два с лишним года, что отец прожил после революции, уже отчетливо и бесповоротно определилось: круто укрощаемый мужик и несколько мягче взнуздываемый рабочий должны были отождествлять себя с властью. Но говорить об этом, разоблачать самозванство и обман, растолковывать, что железная решетка новых порядков ведет к закабалению и образованию олигархии, уже было нельзя. Да и бесполезно...\" Такую ли надо давать оценку революции?! Трудно сказать, окончательный приговор вынесет только время. Лично я не считаю такую точку зрения правильной, но и опровергнуть ее сложно: не забудешь ведь ни о сталинщине, ни о глубоком сегодняшнем кризисе. Ясно и то, что изучать революцию и гражданскую войну по фильмам \"Ленин в Октябре\", \"Чапаев\" или по поэмам В.Маяковского \"Владимир Ильич Ленин\" И \"Хорошо\" больше нельзя.


Сочинение на тему Общественно-исторические проблемы в литературе» Стр. 1
Сочинение на тему Общественно-исторические проблемы в литературе»
На свободную тему
Стр. 1
Сочинение на тему Общественно-исторические проблемы в литературе» Стр. 2
Сочинение на тему Общественно-исторические проблемы в литературе»
На свободную тему
Стр. 2
Сочинение на тему Общественно-исторические проблемы в литературе» Стр. 3
Сочинение на тему Общественно-исторические проблемы в литературе»
На свободную тему
Стр. 3
Отправить на email или скачать Сочинение на тему Общественно-исторические проблемы в литературе» можно с помощью кнопок ниже.

Похожие сочинения