Сочинение на тему Эстетические основы «серьезной комедии» Лессинга»

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение на тему Эстетические основы «серьезной комедии» Лессинга».

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
Сочинения» По авторам» » Сочинение на тему Эстетические основы «серьезной комедии» Лессинга»
Прекрасное же могло быть как результатом широкого обобщения, так и портретной характеристикой. Из «духа прекрасного» вытекал и закон Элланодила, по которому каждый олимпийский победитель имел право на безымянную статую, и лишь троекратный победитель — на статую иконическую. Применительно к современному искусству, по мысли Лессинга, не все эстетические принципы античности сохраняют свое значение. Если древние подражали прекрасному в природе, то новые художники и поэты значительно расширяют свои задачи — их искусство подражает «всей видимой природе, в которой красота составляет лишь малую частицу», т. е. предметом их художественного изображения становится как «прекрасное», так и «безобразное». Изменяется и понятие прекрасного. Его сфера становится более широкой и емкой. По словам Гёте, именно «Лаокоон» Лессинга вывел эстетическую теорию «из области жалкого созерцания в свободные пространства мысли». Принципы, выработанные в «Лаокооне», имели существенное значение и для самого Лессинга, применившего их к сфере драмы и театра в своей «Гамбургской драматургии». Выступая против нормативной поэтики классицизма и мещанской дидактики, Лессинг ратует за искусство многообразное, не стесненное правилами и потому отвечающее новым задачам реализма, требованиям эпохи. Оттого театральная эстетика и собственная драматургия Лессинга (в наиболее зрелых ее образцах) сделались значительным событием современной культурной жизни. А «Гамбургская драматургия», по словам Чернышевского, стала таким «кодексом, на основании которого возникли «Гец фон Берлихинген» и «Фауст», «Разбойники» is «Вильгельм Телль». «Гамбургская драматургия» не является ни сводом правил, ни систематическим изложением истории драмыи театра. Вместе с тем ее автор не оставил без внимания почти ни одной из наиболее существенных сторон теории драмы от античности до современной эпохи, показав себя не только талантливым рецензентом, но и оригинальным мыслителем, выступившим с интересной концепцией драматического исскуества. В своей концепции Лессинг исходит из того, что искусство есть форма общественного сознания. Наиболее полно эти начала выражает искусство реалистическое, театр жизненной правды. Поэтому формы условные, к которым «тяготеет драматургия классицизма, кажутся автору «Драматургии» явно недостаточными. Творения Корнеля, по его мнению, «гигантские», но «не великие», потому что они «неправдивы» (ст. XXX). Такое понимание правды искусства грозило ограничить его лишь «сферой быта» и вследствие этого могло недооценить не только творения великих классицистов, но и возможности реализма. Сам Лессинг, конечно, был далек от защиты искусства «фактографического», «подражательного». Поэтому и цели драмы он связывал с необходимостью воспроизведения как «природы», так и «человечности», «закона» и «нравственности». Вот почему «гражданские» начала, определяемые лишь политическими доктринами и выступающие на первый план во французской классицистской трагедии (от Расина и Корнеля до Вольтера), по мысли Лессинга, должны быть дополнены такими чертами героев, которые характеризовали бы их как людей «реальных», «обыкновенных», т. е. их свойствами, психологией. Но осуществить это «слияние» было необходимо на какой-то новой основе, поскольку еще Дидро предупреждал в отношении недопустимости «перенесения на театр будничного тона», «обычных выражений», «домашних манер» и «привычных жестов». Известно, что в борьбе с нормативной поэтикой классицизма Лессинг опирался на эстетические принципы реалистического театра Шекспира и Дидро, высокой комедии Мольера. «Пластическое» и «правильное» искусство классицизма, по его мнению, становится особенно выспренным и далеким от жизненной правды, когда оно поставлено в зависимость от придворного этикета. Естественность драматургии Шекспира сообщает и ее персонажам особую выразительность и поэтичность, а демократичность позиций Мольера и Дидро позволяет их героям — людям «третьего сословия», часто плебеям,— стать носителями высоких социальных и нравственных принципов, быть «рупорами идей» автора. Таким образом, Лессинг выдвигает и поддерживает такое искусство реальной и художественной правды, в котором сливается «естественное» и «идеальное», как выражение «нормальной природы» человека. Типичный просветитель, он видел в «естественном человеке» воплощение определенного общественного состояния и был озабочен его положением в условиях феодальной действительности. Видя, как собственнический строй калечит человека, стремится его превратить в машину, Лессинг одновременно выражает несогласие с «механической» формулой Ламет-ри о «человеке-машине» — существе «пассивном», «нерассуждающем». Гуманистическая вера в возможности человека и искусства сказалась у Лессинга в том, что истинная поэзия способна «превратить машины в людей», освободить их от предрассудков, вернуть в нормальное состояние. На такой исторический подвиг оказываются, по Лессингу, способными немногие художники и мыслители. Масштабность реалистической драматургии Шекспира и античной трагедии дает возможность художнику гармонически сочетать суровую правду жизни с мягкой поэтичностью. Воплощением художественного идеала Лессинг считал и характерный для шекспировской драмы синтез конкретности образа и глубокого обобщения. Истолковывая одно из теоретических положений Аристотеля (из IX гл. его «Поэтики») о соотношении поэзии с реальными фактами («насколько трагический поэт должен заботиться об исторической истине»), Лессинг ставит вопрос о философском обобщении в художественном произведении. По его словам, «цель трагедии гораздо более философская, чем цель истории», потомучто «в театре нам следует узнавать не то, что сделал тот или другой человек, но что сделает каждый человек с известным характером при известных данных условиях» (ст. XIX). Примером «синтетического» характера обобщения в сценической интерпретации Лессинг считал игру известного актера Кина, который «особенно хорошо воспроизводил возвышенную патетику Мильтона, а в комическом роде довел до совершенства роль Фальстафа» (ст. VII). Исследование «Ричарда III» приводит Лессингак мысли о том, что в трагедии Шекспира «все продумано до самых мелких подробностей», задумано «в широком масштабе исторической драмы», которая «относится к трагедии во французском стиле, как пространная фресковая роспись к миниатюрному портретудля перстня» (ст. LXXIII). Театр Мольера и Дидро, представляющий природу драматического на новых ступенях развития по сравнению с искусством эпохи Ренессанса, открывает, по Лессингу, также широкие возможности в борьбе с узкодогматическими принципами как классицистской, так и мещанской эстетики. Его отношение к бюргерской трагедии и «слезливой комедии» было сложным. Эти «низкие» жанры, третировавшиеся теоретиками классицизма, Лессинг ценил за обращение к современной действительности, за выражение сочувствия к нуждам и чаяниям простых людей. Именно «комедия, исправляющая людей смехом», по его утверждению, тяготеет к созданию определенных типов. Таковы «мольеровские» типы: ханжи и лицемера ;(Тартюф), скупого (Гарпагон) и др. И хотя возможно, «что «Скупой» Мольера не исправил ни одного скупого, «Игрок» Реньяра ни одного игрока», все же для такой комедии «достаточно и того, что она будет укреплять силы здоровых» (ст. XXIX). Эстетические основы «серьезной комедии» Лессинг рассматривает согласно теории Дидро, требовавшего от искусства гармонического сочетания «естественного» и «общественного» состояний. Но между критиками наметились и существенные расхождения. Дидро считал более важным для драмы раскрытие «положения» людей, нежели их «характеров», поскольку последние уже были объектом художественного освоения и прежде, в частности у классицистов. Лессинг, наоборот, видел немалые возможности для искусства в воспроизведении многообразных характеров, которыми так богата «природа». И хотя очень существенно воздействие внешних факторов — общественных положений — на характеры, все же изображение их в рамках сословий могло быть и ограниченным. Лессинг при этом исходил из того, что реальная действительность с ее сложными противоречиями и конфликтами гораздо богаче того, что «олицетворено» в сословии.


Сочинение на тему Эстетические основы «серьезной комедии» Лессинга» Стр. 1
Сочинение на тему Эстетические основы «серьезной комедии» Лессинга»
Лессинг Г.Э.
Стр. 1
Сочинение на тему Эстетические основы «серьезной комедии» Лессинга» Стр. 2
Сочинение на тему Эстетические основы «серьезной комедии» Лессинга»
Лессинг Г.Э.
Стр. 2
Сочинение на тему Эстетические основы «серьезной комедии» Лессинга» Стр. 3
Сочинение на тему Эстетические основы «серьезной комедии» Лессинга»
Лессинг Г.Э.
Стр. 3
Отправить на email или скачать Сочинение на тему Эстетические основы «серьезной комедии» Лессинга» можно с помощью кнопок ниже.

Похожие сочинения