Анализ произведения История одного города. Салтыков-Щедрин М. Е.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Анализ произведения История одного города. Салтыков-Щедрин М. Е..

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
Сочинения» » Анализ произведения История одного города. Салтыков-Щедрин М. Е.

«История одного города — итоговое произведение 60-х годов в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина. Книга была опубликована в 1869—1870 годах в «Отечественных записках» и в 1870 году вышла отдельным изданием.


От издателя


Стр. 21. Давно уже имел я намерение написать историю какого-нибудь города (или края)...— Имеются предположения, что первым импульсом этого намерения была переписка в 1857 году с публицистом И.


В. Павловым относительно варягов. Еще в очерке «Наши глуповские дела» (1861) Салтыков писал: «У Глупова нет истории! Рассказывают старожилы, что была какая-то история и хранилась она в соборной колокольне, но впоследствии не то крысами съедена, не то в пожар сгорела...»


Стр. 22. ...с 1731...— При создании «Истории одного города» Салтыков, по его собственному выражению, «не стеснялся» хронологией, но небезынтересно, что именно в 1731 году пожалованные дворянам поместья окончательно были уравнены в юридическом отношении с вотчинами и помещик стал законным единственным распорядителем своего владения.


...по 1825 год. В этом году... даже для архивариусов литературная деятельность перестала быть доступною.— Имеется в виду насту¬пившее вслед за восстанием декабристов в 1825 году тридцатилетие николаевской реакции.


...защищая его от... г.г. Шубинского, Мордовцева и Мельнико¬ва.— П- И. Мельников (Печерский), Д. Л. Мордовцев, С. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.


Н. Шубинский — писатели, историки, пользовавшиеся для своих сочинений материалами, почерпнутыми в архивах.


Стр." 23. ...грозный образ Михаила Петровича Погодина...— Историк и публицист М. П. Погодин (1800—1875) неоднократно был предметом сатирических нападок Салтыкова-Щедрина за восхваление власти царя как единственной силы, признаваемой народом.


Обращение к читателю


«Рассказ от имени архивариуса я... веду лишь для большего удобства и дорожу этой формою лишь настолько, насколько она дает мне больше свободы...— писал Салтыков-Щедрин А. Н. Пыпину.— Против обвинения, что я представил картину неполную, обошел многие элементы, весьма важные и характеристичные, я могу ответить афоризмом Кузьмы Пруткова: «необъятного не обнимешь»... Для меня хронология не представляет стеснений, ибо... я совсем не историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей».


Стр. 24. Нерон — прославленный своей жестокостью римский император (64—68). Калигула — римский император в 37—41 годах, жестокий, грубый й деспотичный. «Калигула! твой конь в сенате...» — из стихотворения Г. Р. Державина «Вельможа» (1794).


Стр. 25. ...изобразить преемственно градоначальников... Всего же числом двадцать два...—«Опись градоначальникам» в ходе работы над «Историей» не однажды правилась писателем и в рукописи, и в корректурах. В результате двадцать один персонаж описи оказался обозначенным числом 22. Это дало повод к широким толкованиям «описи», так как начиная с первого русского царя Ивана Грозного до второй половины прошлого века Россией правили двадцать два царя. Некоторые исследователи видели в случайном совпадении особый смысл.


Стр. 26. Мишка Тряпичкин — упоминаемый в «Ревизоре» Гоголя приятель Хлестакова.


...дабы не попали наши тетрадки к г. Бартеневу и дабы не напечатал он их в своем «Архиве».— П. И. Бартенев (1829—1912), известный археограф, с 1863 года издавал историко-литературный журнал «Русский Архив», в котором было опубликовано много новых материалов по истории России, не равноценных по своей значимости.


О корени происхождения глуповцев


По поводу этой главы Салтыков-Щедрин писал А. Н. Пыпину: в ней «поименовываются головотяпы, моржееды и другие племена в этом роде... Вы... должны быть знакомы с Далем и Сахаровым. Обратитесь к ним и увидите, что это племена мною не выдуманные, но суть названия, присвоенные жителям городов Российской империи. Головотяпы — егорьевцы, гужееды — новгородцы и т. д. Если уж сам народ себя так честит, то тем более права имеет на это сатирик».


Пародируя летописный рассказ (862) о призвании варягов на Русь, Салтыков-Щедрин ввел вместо названий древних племен прозвища, придуманные в народе жителями разных мест. Салтыков-Щедрин взял их из двухтомного собрания «Сказаний русского народа» (СПб., 1841, 1849) И. П. Сахарова. Оттуда же почерпнул он присловья и поговорки.


Стр. 27. «Не хочу я, подобно Костомарову... ни, подобно Соловьеву... ни, подобно Пыпину»...— смысл иронических упоминаний имен известных историков середины прошлого века Н. И. Костомарова, С. М. Соловьева и А. Н. Пыпина заключается в том, что их воззрения и область интересов каждого очень разнились: Соловьев восхвалял великодержавную политику русских царей, Костомаров, напротив, интересовался эпохами стихийных народных движений, Пыпин был историком культуры.


Опись градоначальникам


Персонажи «описи» не просто параллели русской истории, они — плод сатирической фантазии и обобщения, призванные подчеркнуть черты, характерные для российских правителей: случайность их появления у кормила власти, произвол, жестокость, противоестественность их поступков и распоряжений. В согласии с принятым официальной историографией принципом изложения российской истории «по царям», история Глупова излагается по его градоначальникам.


Стр. 36. ...в царствование кроткия Елисавет... бит кнутом и, по урезании языка, сослан...— распространенные в XVIII веке наказания, из которых второе именовалось «членовредительным»: вырезание языка за «непристойные» или «невежливые слова» по отношению к государю, за противность и ругательство церкви.


Стр. 37. Лейбкампанцы — рота Преображенского полка; при ее поддержке в 1740 году Елизавета Петровна заняла престол.


Уволен с распубликованием — с публикацией сообщения об увольнении.


...был сторонником классического образования...— На протяжении 60—80-х годов XIX века упорная борьба за классическое образование (против реального), возглавлявшаяся М. Н. Катковым, редактором «Московских ведомостей», была одним из главных направлений реакционного правительственного курса в области просвещения. Салтыков-Щедрин иронически характеризует «классическое образование» как «умеряющее вред, производимый знанием вообще и взамен оного доставляющее якобы знание».


Стр. 38. ...у Излера... — В середине прошлого века И. И. Излер организовал музыкальные и танцевальные вечера, пользовавшиеся популярностью, при «Заведении искусственных минеральных вод» («Минерашках», как говорят щедринские герои) в ''этербурге.


Предводительствовал в кампании против недоимщиков...— Взыскание недоимок с крестьянства — мероприятие, широко распространенное и после реформы.


Сменен в 1802 году за несогласие... насчет конституции...— В Негодяеве можно видеть сходство с Павлом I. Знаменитый триумвират —в 1801 — 1803 годах составил «Негласный комитет» Александра I для разработки проектов конституционных реформ.


Органчик


Создавая образ Брудастого, Салтыков-Щедрин, как свидетельствуют современники, имел в виду М. Р. Шидловского. М. Р. Шидлов-ский — тульский губернатор, мракобес и самодур.


Стр. 41. Хотин — крепость на Днестре, до 1807 года была турецкой; перед тем как отойти к России, много раз переходила из рук в руки.


Стр. 43. ...во времена тушинского царика...— то есть при Лжедмитрии II, обосновавшемся в Тушине под Москвой.


Стр. 45. ...отдать... без зачета в солдаты...— то есть без права замены другим лицом. Зачет — рекрутская квитанция.


Винтергальтера в 1762 году не было.— Мастерская по ремонту музыкальных и часовых инструментов Винтергальтера ыла открыта в Петербурге в 1806 году.


Стр. 48. ...лондонских агитаторов...— А. И. Герцена и Н. П. Огарева. В устах реакционеров слово «агитатор» обозначало человека революционных взглядов и имело почти бранный смысл.


Карл Простодушный — король Франции (879—929); был низложен за военные неудачи.


Стр. 49. ...принадлежу к секте фармазонов...— распространенное искажение слова «франкмасон». Русские масоны надеялись осуществить политические преобразования, в связи с этим в 1822 году масонство в России было запрещено.


...признан по суду явным прелюбодеем...— «Явный прелюбодей» — человек, за плату соглашающийся быть подставным лицом в бракоразводном процессе (терминология старой России).


Стр. 50. ...официальные дни...— дни официальных праздников.


Стр. 51. ...обратился к содействию штаб-офицера.— С 1826 по 1867 год в каждую губернию направлялся жандармский штаб-офицер от учрежденного Николаем I III Отделения. Он обладал полномочиями политической полиции.


Сказание о шести градоначальницах


«Гулящие девки, которые друг у друга отнимают бразды правления... едва ли смех возбуждают, — объяснял Салтыков-Щедрин Пыпину, отводя упреки в «смехе ради смеха».— Изображая жизнь, находящуюся под игом безумия, я рассчитывал на возбуждение в читателе горького чувства, а отнюдь не веселонравия».


При всей фантастичности описываемых в сказании событий дворцовые перевороты в России XVIII века схожи с глуповскими. В письме в редакцию журнала «Вестник Европы» Салтыков-Щедрин подчеркнул: «Если б я действительно писал сатиру на XVIII век, то, конечно, ограничился бы «Сказанием о шести градоначальницах».


Дворцовые перевороты XVIII века были борьбой за власть между отдельными группами внутри господствующего класса: «Возьмите старое крепостническое дворянское общество. Там перевороты были до смешного легки, пока речь шла о том, чтобы от одной кучки дворян или феодалов отнять власть и отдать другой». (В. И. Л е н и и. Поли, собр. соч., т. 37, с. 443).


В грубых чертах, «непреклонном характере» и «мужественном сложении» Ираиды Лукиничны Палеологовой комментаторы находят намеки на императрицу Анну Иоанновну; в облике Амалии Штокфиш — черты Екатерины II; захват власти Клемантинкой де Бурбон схож с тем, как русский престол оказался в руках Елизаветы Петровны.


Стр. 55. ...сбросили с раската...— Раскаты — башни тверского кремля. Во времена феодальных раздоров и войн тверичи сбрасывали с раската в омывавшие башню воды Волги шедших на приступ врагов. В «Истории одного города» нашли свое отражение впечатления писателя о годах службы в Твери.


Стр. 57. ...будучи тайно поддерживаема польскою интригою...— Салтыков-Щедрин высмеял разговоры реакционной печати о «польской интриге» в русской истории; эти антипольские выпады объясняются борьбой царизма с польским освободительным движением.


Стр. 58. ...два месяца жила... в помпадуршах...— В конце 1868 года в «Отечественных записках» появился очерк Салтыкова-Щедрина «Старая помпадурша» из цикла «Помпадуры и помпадурши». Имя фаворитки Людовика XV маркизы де Помпадур стало нарицательным.


Стр. 59. «Так выкатить им три бочки пенного!» — Екатерина II в день своего торжественного въезда в Петербург в июне 1762 года приказала открыть все питейные заведения для войск гвардии, поддержавших ее вступление на престол.




Полезный материал по теме:
  1. Критика на книгу История одного города. Часть 2
  2. Сатира и горькая правда в романе «История одного города»
  3. История одного города:чем страшны Угрюм-Бурчеевы?
  4. Актуальны ли проблемы, поднятые в произведении «История одного города», в современной России?
  5. Власть и народ в «Истории одного города»


Анализ произведения История одного города. Салтыков-Щедрин М. Е. Стр. 1
Анализ произведения История одного города. Салтыков-Щедрин М. Е.
По произведениям литературы
Стр. 1
Анализ произведения История одного города. Салтыков-Щедрин М. Е. Стр. 2
Анализ произведения История одного города. Салтыков-Щедрин М. Е.
По произведениям литературы
Стр. 2
Анализ произведения История одного города. Салтыков-Щедрин М. Е. Стр. 3
Анализ произведения История одного города. Салтыков-Щедрин М. Е.
По произведениям литературы
Стр. 3
Анализ произведения История одного города. Салтыков-Щедрин М. Е. Стр. 4
Анализ произведения История одного города. Салтыков-Щедрин М. Е.
По произведениям литературы
Стр. 4
Анализ произведения История одного города. Салтыков-Щедрин М. Е. Стр. 5
Анализ произведения История одного города. Салтыков-Щедрин М. Е.
По произведениям литературы
Стр. 5
Отправить на email или скачать Анализ произведения История одного города. Салтыков-Щедрин М. Е. можно с помощью кнопок ниже.

Похожие сочинения